Эмоциональные расстройства у родственников депрессивных пациентов
Далее были рассмотрены данные о том, как соотносятся страхи детей и родителей по содержанию. Здесь рассматривалась только группа детей с тревожными расстройствами, однако следует отметить, что результаты по группе эмоционально благополучных имеют сходный, хотя и не такой яркий характер.
Содержание страхов детей с тревожными расстройствами и их родителей
№ |
Содержание страхов, опасений, кол-во испытуемых, % | |
родители |
дети | |
1 |
Боязнь,что с ребенком что-нибудь случится (болезнь, травма, насилие и др.) - 100,0 |
Боязнь, что с родителями что-нибудь случится – 92,3 |
2 |
Боязнь смерти ребенка – 87,1 |
Боязнь смерти родителей – 89,7 |
3 |
Боязнь болезней, смертей, несчастий с другими близкими людьми – 71,7 |
Боязнь болезней, смертей, несчастий, которые могут случиться с прародителями и другими близкими людьми – 61,5 |
4 |
Боязнь своей несостоятельности как родителя – 69,2 |
Боязнь не соответствовать ожиданиям родителей (оказаться недостаточно умным, смелым, хуже, чем другие) – 58,9 |
5 |
Боязнь будущего, неуверенность в завтрашнем дне |
_ |
6 |
Боязнь отсутствия денег – 56,4 |
Боязнь отсутствия денег – 30,7 |
7 |
Боязнь оказаться в глазах ребенка некомпетентным, недостаточно умным и т.п. Человеком, передать ребенку «по наследству» свои проблемы, трудности – 55,2 |
Боязнь доставить родителям неприятности, расстроить их – 56,4 |
8 |
Боязнь катастроф, катаклизмов, войны, «конца света» - 53,8 |
Боязнь катастроф, катаклизмов, войны, «конца света» - 61,5 |
9 |
Боязнь умереть, оставить ребенка сиротой – 48,7 |
Боязнь собственной смерти – 79,4 |
10 |
Боязнь одиночества (духовного) – 38,4 |
Боязнь одиночества (физического) – 65,3 |
Обращает на себя внимание тот факт, что в качестве наиболее частого ответа у родителей детей с тревожными расстройствами выделяется чувство раздражения, а не беспокойства, уныния, как этого можно было бы ожидать. Этот момент чрезвычайно важен, поскольку при общении с раздраженным взрослым, тем более особо значимым для него, ребенок испытывает острый дискомфорт, в основе которого чувство вины. Причем причину этой вины ребенок чаще всего понять не может. Подобное переживание ведет, как показывают многочисленные литературные источники (Д.Бернс, К.Изард, Ф.Перлз и др.) к глубинной, «безобъектной» тревожности.
Другие статьи:
Оценка мышления младшего школьника
У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задач они опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро ст ...
Акцентуированные личности
Акцентуация личности - нормальная особенность личности, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивос ...
Реформы творческого образования детей в различных
этно-культурных формациях
Пожалуй, наиболее впечаляющим в сфере образования в настоящее время являются перманентные реформы образования. Можно даже сказать, что мы живем в эпоху перманентного педагогического эксперимента. Например, известно, что на смену русской к ...