Эмоциональные расстройства у родственников депрессивных пациентов

Материалы » Семейный контекст тревожных состояний у детей » Эмоциональные расстройства у родственников депрессивных пациентов

Страница 3

Далее были рассмотрены данные о том, как соотносятся страхи детей и родителей по содержанию. Здесь рассматривалась только группа детей с тревожными расстройствами, однако следует отметить, что результаты по группе эмоционально благополучных имеют сходный, хотя и не такой яркий характер.

Содержание страхов детей с тревожными расстройствами и их родителей

Содержание страхов, опасений, кол-во испытуемых, %

родители

дети

1

Боязнь,что с ребенком что-нибудь случится (болезнь, травма, насилие и др.) - 100,0

Боязнь, что с родителями что-нибудь случится – 92,3

2

Боязнь смерти ребенка – 87,1

Боязнь смерти родителей – 89,7

3

Боязнь болезней, смертей, несчастий с другими близкими людьми – 71,7

Боязнь болезней, смертей, несчастий, которые могут случиться с прародителями и другими близкими людьми – 61,5

4

Боязнь своей несостоятельности как родителя – 69,2

Боязнь не соответствовать ожиданиям родителей (оказаться недостаточно умным, смелым, хуже, чем другие) – 58,9

5

Боязнь будущего, неуверенность в завтрашнем дне

_

6

Боязнь отсутствия денег – 56,4

Боязнь отсутствия денег – 30,7

7

Боязнь оказаться в глазах ребенка некомпетентным, недостаточно умным и т.п. Человеком, передать ребенку «по наследству» свои проблемы, трудности – 55,2

Боязнь доставить родителям неприятности, расстроить их – 56,4

8

Боязнь катастроф, катаклизмов, войны, «конца света» - 53,8

Боязнь катастроф, катаклизмов, войны, «конца света» - 61,5

9

Боязнь умереть, оставить ребенка сиротой – 48,7

Боязнь собственной смерти – 79,4

10

Боязнь одиночества (духовного) – 38,4

Боязнь одиночества (физического) – 65,3

Обращает на себя внимание тот факт, что в качестве наиболее частого ответа у родителей детей с тревожными расстройствами выделяется чувство раздражения, а не беспокойства, уныния, как этого можно было бы ожидать. Этот момент чрезвычайно важен, поскольку при общении с раздраженным взрослым, тем более особо значимым для него, ребенок испытывает острый дискомфорт, в основе которого чувство вины. Причем причину этой вины ребенок чаще всего понять не может. Подобное переживание ведет, как показывают многочисленные литературные источники (Д.Бернс, К.Изард, Ф.Перлз и др.) к глубинной, «безобъектной» тревожности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Оценка мышления младшего школьника
У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задач они опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро ст ...

Акцентуированные личности
Акцентуация личности - нормальная особенность личности, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивос ...

Реформы творческого образования детей в различных этно-культурных формациях
Пожалуй, наиболее впечаляющим в сфере образования в настоящее время являются перманентные реформы образования. Можно даже сказать, что мы живем в эпоху перманентного педагогического эксперимента. Например, известно, что на смену русской к ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru