Эмоциональные расстройства у родственников депрессивных пациентов
Имеются работы, где приводятся убедительные данные, показывающие, что эмоциональное расстройство у матерей повышает риск заболевания депрессией у их детей. Дж.Скотт, В.Баркер и Д.Экклстон изучали факторы хронификации депрессии. Среди прочих одним из важных факторов хронификации состояния явилось наличие аффективного расстройства у родственников первого порядка. Таким образом, наличие эмоционального расстройства у ближайщих родственников пациента не только влияет на развитие депрессивного расстройства, но и способствует его хронификации.
Сексуальное и физическое насилие
. Согласно данным, полученным Ч.Хеймом и М.Оуэнзом, которые изучали влияние пережитого сексуального насилия на биохимические процессы пациента, выявился механизм, согласно которому сексуальная травма изменяет химические процессы в организме ребенка, что в дальнейшем приводит к депрессии.
Детско-родительские и супружеские дисфункции
. Среди современных исследований, посвященных связи недостаточного родительского функционирования и депрессии, можно указать исследование К.Кендлера и др. Один из выводов, который они сделали, был о том, что имеется связь между родительским отвержением в детстве и развитием депрессии во взрослом возрасте.
Супружеские проблемы родителей, например, разводы, а также другие супружеские дисфункции, повышают риск развития депрессии у ребенка с возрастом. На основании исследования, предпринятом Садовским, Угартом, Колвином и др., были выявлены основные факторы, повышающие риск развития депрессий:
- социально-экономические проблемы родителей;
- перенаселенность (когда большое количество членов семьи и других людей проживает в одной квартире);
- недостаточная материнская забота о ребенке;
- соматическое заболевание у родителей.
Как считает С.В. Воликова, из вышесказанного видно, что всевозможные дисфункции детско-родительских отношений (недостаток материнской заботы, плохой уход за ребенком, гиперопека и сверхконтроль и др.), а также различные супружеские дисфункции, социально-экономические проблемы родителей воздействуют на ребенка и в дальнейшем повышают риск заболевания депрессией. Этот вывод находит подтверждение даже в генетических исследованиях (Воликова С.В., 2003).
Сочетание семейных и генетических факторов.
Пайк и Пломин, изучая генетические факторы риска по депрессивному расстройству у подростков, пришли к выводу о том, что немалый вклад в развитие депрессии вносят отношения с матерью и ее поведение по отношению к ребенку. Подростки, являющиеся объектом выраженного негативного отношения со стороны матери, по сравнению с сиблингом обнаруживают высокий риск заболевания депрессией независимо от генетических и общих семейных средовых факторов.
Далее представлено описание исследования, проведенного Прихожан А.М., касающегося изучения соотношения между особенностями семейного воспитания и наличием тревожности у детей. С этой целью была проанализирована тревожность детей с различными видами семейного неблагополучия в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах (5-12 лет). Результаты подтвердили литературные данные, при этом не выявилось одного какого-либо вида нарушения, диапазон их чрезвычайно широк и включает, по сути, все возможные виды нарушений в отношениях взрослых к ребенку: от гипо- до гиперопеки, от повышенных ожиданий и требований, которым ребенок не может соответствовать, до полного попустительства, а также нарушения взаимоотношений взрослых между собой – родителей, родителей и прародителей и др., а также взрослых со старшими детьми. Не было обнаружено прямой связи между тревожностью и воспитанием ребенка в неполной семье, и здесь оказались значимыми перечисленные выше факторы.
Другие статьи:
Характеристика применяемых диагностических методик
Для выявления особенностей протекания идентификации использовались следующие методики: проективный тест «Рисунок человека» Сидни Леви и опросник А.И. Захарова «Идентификация детей с родителями» [прил.1]. У техники анализа рисунков нет дос ...
Пути предупреждения профессиональной деформации юриста
Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.
Работа по профилактике професс ...
Активность ребенка и ее роль в развитии
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора .», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, ...