Страх и беспокойство

Материалы » Анализ сущности страха » Страх и беспокойство

Гулдинги определяют страх и беспокойство как эмоциональную реакцию на реальную или воображаемую опасность в настоящем, а беспокойство – как реакцию на реальную или воображаемую опасность в будущем. Человек боится игрушечного пистолета, если он верит, что тот настоящий. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боится так же, как если бы они были настоящими. Беспокойный человек рассказывает себе страшилки о том, что может с ним в будущем случиться.

Тем не менее, страхи в повседневной жизни, о которых рассказывают клиенты, могут оказаться и обоснованными. Первым делом терапевт должен определить, имеет ли рассказываемое реальную почву. Когда же клиент боится совершенно безопасной ситуации, нужно, утверждают Гулдинги, искать раннюю сцену, являющуюся прототипом сегодняшнего страха.

Одна из техник, которые используют Гулдинги, - доведение «ожидание катастрофы» до абсурдных выводов. Терапевт спрашивает, что может произойти самого плохого? Это может быть, например, одиночество, отсутствие любви и т. д. Даже если ожидание катастрофы окажется не напрасным, клиент осознает, что он не пропадет в данной ситуации. В заключении он делает вывод, что его опасения сильно преувеличены, и он больше не волнуется.

В. Франкл следующим образом описывает механизм образования патологической реакции страха: у человека появляется страх перед каким-либо явлением (сердечный приступ, инфаркт, онкозаболевания и т.п.), реакция ожидания – страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, непосредственно связанные с событием. На свой страх человек начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).

В сложившейся ситуации Франкл предлагает использовать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоотстранению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистанциироваться от чего угодно (в том числе и от самого себя) и тем самым обрести контроль над самим собой и ситуацией.

Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными. Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать «мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы «атрофируется от безделья».

В коррекционной работе со страхами Франкл использует метод парадоксальной интенции. Данный метод предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом используются различные проявления юмора. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал. (14)

Другие статьи:

Стиль управления в зарубежных исследованиях
Приоритет в разработке трех стилей руководства принадлежит К.Левину, который в 1938 году со своими коллегами провел эксперимент, оказавший значительное влияние на развитие концепций руководства. В эксперименте приняли участие три группы п ...

Ланге Николай Николаевич (1858-1921)
Николай Николаевич Ланге родился в 1858 г. В юности он интересовался не психологией, а философией и историей, после окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После завершения учебы в 188 ...

Социальная перцепция и межличностное понимание
Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел а ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru