Эмоциональные расстройства у родственников депрессивных пациентов

Материалы » Семейный контекст тревожных состояний у детей » Эмоциональные расстройства у родственников депрессивных пациентов

Страница 2

Проведенный анализ причин тревожности в более старших возрастах, вплоть до юношеского, осуществленный в ходе клинического изучения тревожных подростков из числа обратившихся в консультацию Психологического института РАО, также обнаруживает связь тревожности с характеристиками семьи и семейного воспитания. Однако в этом случае эти характеристики оказываются опосредованными особенностями «Я-концепции» школьника, его отношения к себе, ценностных ориентаций и т.п. Эти результаты согласуются с литературными данными о влиянии особенностей отношения родителей на формирование отношения подростка к себе (Соколова Е.Т., Чеснова И.Г., 1986; Чеснова И.Г., 1987; Coopersmith S. 1967 и др.).

Для детального анализа этой проблемы была проанализирована взаимосвязь тревожности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов и их родителей с применением коэффициента корреляции Пирсона. Для работы с дошкольниками и учащимися 2-х классов использовалась методика Е.Амен, для остальных школьников и родителей – Шкала тревожности (MAS) Дж.Тейлор.

По полученным данным, связь тревожности детей и родителей отмечалась в основном для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. По этой возрастной группе результаты соответствуют литературным данным о том, что эмоциональные трудности и проблемы чаще встречаются у тех детей, родители которых характеризуются личностными нарушениями, склонностью к неврозоподобным состояниям, депрессии и и т.п. (см., например, Раттер М., 1987).

Однако само по себе установление вышеуказанной связи не позволяет понять, каким образом связаны тревожность детей и родителей. Так, согласно данным М. Раттера, определенную роль в этой связи может играть генетически передаваемый родителями биологический фактор повышенной ранимости. Однако гораздо более вероятным представляется влияние тревожности родителей на тревожность детей через подражание, воздействие на условия жизни ребенка (например, ограничение контактов со сверстниками, чрезмерная опека и т.п.), на что указывает и М.Раттер.

Далее была рассмотрена связь эмоционального самочувствия родителей и наличия у детей устойчивой тревожности. Эта работа была проведена с учащимися начальной школы (2-3-й классы), 73 человека, и их родителями (в основном матерями). Тревожность детей выявлялась по модифицированной методике Е.Амен. В этой части работы принимали участие только тревожные и эмоционально благополучные испытуемые (соответственно 39 и 34 человека).

Для работы с родителями использовалась методика «Градусник» Ю.Н.Киселева, с помощью которой просили родителей оценить, каковы обычно их самочувствие, преобладающий фон настроения.

Результаты исследования показали, что самооценка эмоционального самочувствия родителей тревожных и эмоционально благополучных детей существенно различается. Если родители детей с тревожными расстройствами почти в 60% случаев характеризуют свое состояние как раздраженное, унылое и безрадостное, то родители эмоционально спокойных детей, напротив, более чем в 70% случаев определяют свое обычное самочувствие как спокойное, уравновешенное или радостное.

Результаты исследования частоты и интенсивности переживания страхов и опасений родителями испытуемых показали, что родители детей с тревожными расстройствами испытывают страхи и опасения чаще и переживают их более интенсивно, чем родители эмоционально благополучных. Соответственно, эти переживания проявляются в общении взрослого с детьми, в его рассказах, жалобах, требованиях к детям и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Анализ особенностей психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у младших школьников с нарушениями интеллекта в современных исследованиях
В настоящее время идет активный поиск средств гуманизации школьного образования, ориентация на самостоятельность личности, на ее внутренние ресурсы, на стремление субъекта к самореализации. Гуманистические тенденции, связанные с оказание ...

Пол и учебно-воспитательная деятельность
Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное - учитывает ли их половые особенности при подаче учебного матер ...

Психологические исследования волевых особенностей детей младшего школьного возраста
Воля – одно из главных понятий, используемых в психологии для объяснения поведения человека, особенно его высших форм. «Волю» употребляют в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть отличие поведения человека от поведения животных. Такая ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru