Эмоциональные расстройства у родственников депрессивных пациентов
Важным моментом в работе по профилактике и преодолению тревожности является снятие внутренних зажимов, обретение ребенком и подростком двигательной свободы, пластики движений, которую можно проводить при помощи преподавателей соответствующих дисциплин (ритмики, физкультуры и пр.), на что необходимо обратить внимание родителей.
В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место должна занимать работа с окружающими ребенка взрослыми, в первую очередь – с родителями. Они должны понимать, что в профилактике и преодолении тревожности детей и подростков существенную роль играет обеспечение подростка широким выбором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуально эффективной модели поведения.
Таким образом, можно подытожить, что как психопрофилактическая, так и психокоррекционная работа с детьми, связанная с тревожностью, должна быть основана на психологическом просвещении родителей относительно таких аспектов, как источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности у детей.
Работа показала, что тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности являются выражением неудовлетворения значимых потребностей ребенка: актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих при устойчивой тревожности. Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты.
Сравнение видов тревожных расстройств у детей в классификациях МКБ-10 и DSM-IV показало, что данным расстройствам в обеих классификациях уделяется особое внимание как наиболее распространенным психическим заболеваниям среди детей и подростков, с которыми связаны многие сопутствующие проблемы – и в той, и в другой предусмотрены специальные разделы для данных расстройств и сами расстройства довольно схожи между собой. Но в МКБ-10 представлен более обширный перечень тревожных расстройств в детском возрасте, что отражает серьезную озабоченность нашего общества проблемой развития тревожных расстройств у детей и подростков.
В целом можно сказать, что к важнейшими факторами тревожных расстройств в детском возрасте относятся как внешние источники, такие, как семейное воспитание, длительные внешние стрессовые ситуации, посттравматический стресс, так и внутренние источники – психологические и/или психофизиологические причины, которые включают в себя внутренние конфликты – противоречия между имеющимися у ребенка возможностями и предъявляемыми к нему требованиями действительности, с которыми он не может справиться, внутренний самооценочный конфликт, особенности «Я-концепции», отношения к себе ребенка.
Из работы можно сделать вывод, что наиболее современным является системный подход к изучению депрессивных и тревожных расстройств у детей.
Проведенные эмпирические исследования при изучении четырехаспектной модели семейной системы, предложенной Холмогоровой А.Б., убедительно показывают относительно типичные семейные дисфункции при различных формах психической паталогии, а также депрессивных и тревожных расстройств:
Другие статьи:
Знаковая память: методика развития и факторы, влияющие на её развитие
Существует три взаимосвязанных вида памяти: знаковая, образная (ассоциативная) и нормативная образуют разные по содержанию удовольствия и боль.
А – Знаковая память – формируется через пять органов чувств, которые фиксируют изменяющиеся р ...
Семейные факторы тревожных состояний у детей
По мнению А.Б. Холмогоровой, нельзя не согласиться с Асмусом Финзеном, что семья – важнейшее условие благополучия человека (Холмогорова А.Б., 2002).
В современном представлении семья – это целая семейная система, которая не является прос ...
Свойства темперамента
К свойством темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более и ...