Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность

Материалы » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность

Страница 4

Таким образом можно привести перечень основных профессионально значимых качеств личности (используемых при составлении аналогической профессиограммы)

1. Мышление, интеллект

1) продуктивное (творческое) – репродуктивное;

2) наглядно-образное;

3) наглядно-действенное;

4) словесно-логическое;

5) интуитивное - логическое;

6) общая эрудиция;

7) специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.

2. Восприятие, пороги чувствительности

1) зрительное, цветоразличение;

2) слуховое;

3) тактильное;

4) кинетическое;

5) вкусовое;

6) межличностное, социальное.

3. Память

1) произвольная и непроизвольная;

2) долговременная, кратковременная;

3) логическая;

4) образная;

5) эмоциональная;

6) сенсомоторная (двигательная).

4. Внимание

1) произвольное;

2) устойчивое и неустойчивое.

5. Свойства нервной системы

1) сила;

2) подвижность;

3) уравновешенность;

4) лабильность и динамичность.

6. Коммуникативные характеристики

1) экстравертированность-интровертированность;

2) готовность к лидерству;

3) коммуникативные способности;

4) речь;

5) такт;

6) чувство юмора.

8. Мотивация

1) профессиональные интересы;

2) устойчивость мотивов;

3) согласованность мотивов.

9. Ценностно-нравственные характеристики

1) иерархия ценностей;

2) бескорыстие;

3) честность;

4) ответственность;

5) самокритичность.

10. Волевые характеристики

1) смелость, решительность;

2) целеустремлённость;

3) эмоциональная устойчивость;

4) склонность к риску.

11. Психофизиологические характеристики человека

1) физическая сила;

2) выносливость;

3) утомляемость.

Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.

Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъектной деятельности педагога может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке школы В.С.Мерлина.

В качестве таких свойств, как известно выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия.

Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы – слабости, уравновешенности – неуравновешенности, скорости уравновешивания процессов возбуждения и торможения.

При этом отметим, что в трактовке Мерлина свойства высшей нервной деятельности влияют прежде всего на стиль деятельности.

Правомерность установления таких функционально-поведенческих связей подтверждается высказываниями К.Юнга о непосредственной связи интроверсии вообще, интроверсии мыслительного типа в чатности, и субъектных особенностей учителя, педагога.

Всё вышеизложенное в этом параграфе позволяет сделать вывод о том, что в профессиональном самоопределении личности наряду с другими факторами имеет большое значение тип темперамента данной личности.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Анализ практики переговоров
В организации, где я работала, предполагалась всем новым работникам пройти испытательный срок стажером, и только потом происходил перевод в должность с соответствующими условиями оплаты труда. Я поступила на работу как стажер и по истече ...

Основы понимания духовного кризиса
На мой взгляд, основы понимания духовного кризиса в западной психологической науке были заложены американским философом и психологом Уильямом Джемсом (1842 – 1910). Его книга "Многообразие религиозного опыта" [12] - это классиче ...

Выразительные движения
Широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм, распространяются обычно и на его поверхность. Захватывая систему мышц лица и всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru