Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность

Материалы » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность

Страница 3

«Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других» (И.Сарнофф, 1962);

«Можно прийти к заключению, что личность – это комплексная гипотетическая конструкция, гипотетическая потому, что мы создаем ее на основании наблюдений за поведением индивида, комплексная в силу предложений о том, что она состоит из более мелких составляющих-свойств, потребностей.

Я, Эго, Суперэго и т. д.» (Е.Богман, Г.Уэлш 1964)

«Личность может быть определена

как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению)» (Д. Бирн, 1966)

Использование множества разнообразных определений расширяет и углубляет наше понимание личности. Такой подход был назван Дж.Келли (1963) конструктивным альтернативизмом.

Дж.Уигтинс и соавторы выделяют 3 основных подхода в изучении личности:

биологический, экспериментальный и психометрический. Таким образом, мы исходим из того, что личность есть синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

В психологии существуют разные определения личности, сформулированные различными научными направлениями, что каждая психологическая школа обосновывает свою структуру личности. Анализ литературы по данной теме доказывает, что основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности мы спроектировали четырехкомпонентную структуру личности.

В фундаментальных трудах Л.Божович, В.Мерлина, К.Платонова убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность. Направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов.

Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности личности: мотивы (намерения интересы, склонности, идеалы) ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, социальное положение) профессиональную позицию (отношение к профессии, установка, ожидание и готовность к профессиональному развитию. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности.

Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества, их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию систем профессиональных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализуются, образуя самостоятельную подструктуру.

В.Д.Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность деятельности. К профессионально важным качествам он относит так же и способности.

Таким образом, профессионально важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость пластичность, настойчивость целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Гуманитарная концепция этики и биоэтики
О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, ка ...

НЛП и сенсорная информация
Очень большое внимание в НЛП уделяется работе с сенсорными каналами информации. Огромную роль в том, как именно человек воспринимает мир, играют, по мнению НЛП, качества ощущений, выражаемые в мелких различениях сенсорных систем, в характ ...

Игровая психотерапия
Опирается на основные функции детской игры и применяется, в первую очередь, при психотерапии широкого спектра психических расстройств, нарушений поведения и социальной адаптации у детей. Наиболее известно определение игры, принадлежащее Э ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru