Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность

Материалы » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность

Страница 2

1) реалистический тип (техника, мужские профессии);

2) интеллектуальный тип;

3) социальный;

4) конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности);

5) предпринимательский;

6) артистический.

Предполагается, что определённому личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своём труде.

В современной России наиболее известна «четырёхъярусная классификация профессии, предложеная Е.А.Климовым.

I ярус (по признаку различии их объектных систем):

1) человек – природа;

2) человек – техника;

3) человек – знаковая система;

4) человек – человек;

5) человек – художественный образ.

На II ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются 3 класса по признаку – целей труда:

1) гностические (знание) – дегустатор, искусствовед, социолог;

2) преобразующие – токарь, учитель;

3) изыскательные – воспитатель, композитор.

На III ярусе каждый из предыдущих трёх классов разделяется на 4 отдела по признаку – орудий труда:

1) профессии ручного труда – ветеринар, слесарь;

2) профессии машинно-ручного труда – токарь, водитель;

3) профессии с применением автоматных систем – авиадиспетчер;

4) профессии с преобладанием функциональных средств труда – актёр, акробат.

На IV ярусе – 4 группы по признаку – условий труда:

1) в помещениях с нормальным микроклиматом – бухгалтер;

2) на открытом воздухе – агроном;

3) в необычных условиях – водолаз;

4) в условиях повышенной ответственности – следователь.

Эта классификация даёт обзорную схему мира профессий и составляет примерную формулу определения профессии.

Мир профессий и специальностей многообразен. По данным справочников – от 7 до 35 тыс. их наименований. И каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности».

Профессионально значимые психофизиологические качества личности

Знаете ли вы:

происхождение термина «личность»? Насколько велико разнообразие работающих представлений личности и какова ценность каждого из них? Что имеется в виду, когда мы говорим о том, что человек представляет из себя «на самом деле»? Что ваша личность проявляется не только в общении с другими людьми, но и в том, как вы думаете, ходите, пишите даже наедине с собой? Как проявления вашей личности зависят от непосредственной социальной ситуации, в которой вы находитесь? Какое отношение к природе личности имеет, например, высказывание «это на нее не похоже»? Что подразумевается под «чистыми» личностными типами и почему они не существуют в природе? Что означает утверждение, что каждый автор теории личности «кромсает природу как пожелает и только свой метод считает приемлемым» и насколько такое обвинение в адрес теоретиков справедливо?

Сокращенное изложение глав из книги Креч Д. Кратчфилд П.,Ливсон Н. Элементы психологии. Нью-Йорк, 1974.

Что в точности означает термин «личность»? Источником возникновения термина «личность» было, вероятно, одно из наиболее ранних определений: личность есть внешнее проявление индивидуальности –

как человек воспринимается окружающими и как

он

на них воздействует в римском театре маска актера называлась «личина» - лицо обращенное к аудитории).

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться для психолога одной из самых интригующих и самых трудных проблем. Разнообразие определений обнаружено как в поздних исследованиях личности (1937г. Г.Олпорт насчитал 50 определений личности, найденных в философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии), так и в более современных исследованиях (Л.Раппопорт, 1972).

Вот некоторые примеры определений личности из приводимых Раппопортом:

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста а ...

Самооценка и уровень притязаний личности в семейных отношениях
Характер проявляется отношением не только к другим людям, но и к самому себе. Каждый намеренно или неосознанно нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своём интеллекте, внешности, здоровье ...

Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте
Отметим, что подростковый возраст в большинстве случаях психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности. А личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлективностью, це ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru