Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность

Материалы » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность

Страница 1

Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы при выборе профессии, попробуем изгнать психологическое понимание профессии и познакомимся с разнообразным миром профессий.

Е.А.Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека).

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал.

4. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».

Основные характеристики профессии:

- это ограниченный вид трудовой деятельности;

- это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку;

- это деятельность, выполняемая за определённое вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являющееся условием его всестороннего развития;

- это деятельность, дающая человеку определённый социальный и общественный статус;

- наконец, можно вспомнить определение профессии, данное ещё в 1913 г. С.М.Богословским: «Профессия – есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признаётся за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии – отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником.

Классификации профессий.

Ещё в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В.Н.Татищев классифицировал все «науки» (виды труда) по критерию «добра и зла для человека»:

1) «нужные» науки (экономика, медицина, право);

2) «полезные науки» (риторика, математика, «землемерие», механика);

3) «щегольские, или увеселяющие» (поэзия, танцевание, живопись);

4) «любительские, или тщетные» (астрономия, алхимия);

5) «вредительные» науки (колдовство, ворожба).

В 20-е гг. XX столетия С.П.Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:

1) автоматический рефлекторный труд (вертельщик ручки веялки);

2) полуавтоматический привычный труд (труд машинистки);

3) шаблонно-исполнительский труд – по указке (работа на станке, работа счетовода);

4) самостоятельный труд в пределах здания (инженер, врач, учитель);

5) свободный творческий труд (работа в области искусства, работа учённого, политического деятеля).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж.Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Реформы творческого образования детей в различных этно-культурных формациях
Пожалуй, наиболее впечаляющим в сфере образования в настоящее время являются перманентные реформы образования. Можно даже сказать, что мы живем в эпоху перманентного педагогического эксперимента. Например, известно, что на смену русской к ...

Значение самооценки в развитии личности
Становление личности – одна из труднейших загадок. Личность формируется под воздействием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность (игра, учение, т ...

Взаимосвязь толерантности к неопределенности и авторитарного типа поведения в межличностных отношениях
При рассмотрении взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и авторитарным типом поведения в межличностных отношениях, Фромм описывает людей с авторитарным характером. Признаками авторитарного характера Э. Фромм считает: • акцен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru