Методические рекомендации по оптимизации песочной игротерапии как средства коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта
Продуманность и целенаправленность воспитательного применения песочной игротерапии - необходимое условие работы с любой из категорий детей с ограниченными возможностями. В более зрелом возрасте многим удается так или иначе компенсировать и самостоятельно учитывать в игровом поведении естественные ограничения своих возможностей, но в детском возрасте вся ответственность за последствия непродуманного педагогического руководства игровым поведением детей-инвалидов лежит на взрослых воспитателях.
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литеротерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
Песочная терапия это необычная техника, благодаря которой ребенок, или группа детей строят собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Они с удовольствием используют миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыши выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики.
Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.
Ниже мы попытаемся систематизировать по принципам те идеи и наблюдения, которые позволяют песочную игротерапевтическую работу сделать более продуктивной:
1. Принцип взаимной человечности ;
2. Принцип постоянного поиска обходных (в обход физической инвалидности, но при строгом учете ее форм) вариантов решения проблем (Л. С. Выготский);
3. Принцип совместно-раздельной деятельности (А. И. Мещеряков) как основа человеческого взаимодействия в труде и игре;
4. Принцип поиска разумной, для каждого индивидуальной меры сочетания опеки и самостоятельности;
Другие статьи:
Техника преодоления кризисной ситуации
Эта техника применяется в рамках НЛП, когда человек уже использовал все возможности и не знает, какой сделать следующий шаг. Это может быть представлено словами: «Я не знаю, что делать дальше…», «У меня нет выбора…», «Я в тупике…» Иначе – ...
Типы и виды мышления. индивидуальные особенности мышления
В определении типов мышления существуют различные подходы.
По степени развёрнутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное – мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.
По характеру реш ...
Факторы интеллектуального развития
Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, и от окружающей среды – с другой.
Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок ...