Адаптация и интеграция супругов. Адаптивный подход к супружеской совместимости
В социологии и психологии принято разграничивать два способа включения личности в ту или иную социальную целостность – адаптацию и интеграцию. Поскольку семья как социальная общность обладает наибольшими возможностями для социализации личности, следует подчеркнуть важность разграничения интеграции как органического, предполагающий личный выбор, включения человека в социальное целое, и адаптации как внешнего и пассивного приспособления к жизненным обстоятельствам. И, если адаптация способствует простой (механической) устойчивости брака, то интеграция способствует качественной стабильности.
Понятие «интеграция» разработано для трудовых коллективов, но оно применимо и для семьи как первичного коллектива общества. Соответственно двум типам интеграции – профессиональной и нравственно-психологической – для семьи выделяются формы интеграции, выражающие дееспособность в выполнении супружества и связанных с ним задач, и нравственно-психологического отношения к ним. Если семейная интеграция – это социально обусловленная согласованность группы в осуществлении совместной деятельности, то дезинтеграция – разрушение целостности группы, которое может, однако, сдерживаться стремлением супругов адаптироваться даже к неблагоприятной обстановке.(49)
Сама по себе адаптация представляет собой диалектическое единство двух процессов: ассимиляции (изменения окружения для успешного приспособления) и аккомодации (изменения самого себя с той же целью). Адаптация супругов в нравственном плане предполагает не оценку взаимных действий и поступков супругов по формуле «для мужа - для жены», а их обсуждение и осмысливание в плане «для семьи – против семьи». При этом предполагается не самоотречение ради другого, а последовательное и целеустремлённое слияние двух «Я» в одно «Мы».(48)
По единодушному мнению психологов, адаптация заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения. Адаптация осуществляется во всех без исключения сферах семейных отношений и касается всех составляющих образа жизни супругов. Материально-бытовая адаптация в основном заключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел, а также формировании удовлетворяющей их обоих модели планирования и распределения семейного бюджета. Нравственно-психологическая адаптация основывается на совмещении мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентаций, а также личностных и характерологических особенностей мужа и жены (максимально возможной для данной пары, но во всех случаях превышающем определённый уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным). Интимно-личная же адаптация заключается в достижении супругами сексуального соответствия, предполагающего их взаимное не только физиологическое, но и морально-психологическое удовлетворение интимными отношениями.(33)
Как утверждает В.А.Сысенко, отличия дружных семей от конфликтных более всего заключается в степени взаимоприспособления супругов. В дружной семье происходит постепенное сближение потребностей, желаний, намерений, интересов супругов. В конфликтном браке крайняя автономность двух «Я» сохраняется.(13)
Существует два полярных по сути этапа приспособления: первичная и вторичная.
В настоящее время в социально-психологической литературе наиболее разработанным является вопрос о первичной адаптации, тогда как вторичная, негативная адаптация, сущность которой составляет чрезмерное привыкание супругов друг к другу, забвение супружеской любви и неповторимо-личного характера семейного объединения, изучена сравнительно мало.
Другие статьи:
"Концептуальный тест: бессознательное или установка"
Бихевиоризм индивидуально отчуждает потребительский гендер, в полном соответствии с основными законами развития человека. Коллективное бессознательное параллельно. Интеллект точно отчуждает опасный объект, таким образом осуществляется сво ...
Образная сфера человека
В своей книге «Образная сфера человека» Гостев рассматривает мысленные образы как объекты психологического анализа различных состояний. Мысленный образ в самом широком своем понимании может быть определен как образ предметов и явлений вне ...
Понятие мотивационной готовности к школе
Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики посту ...