Социально-психологический подход к совместимости в контексте проблемы аттракции

Материалы » Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов » Социально-психологический подход к совместимости в контексте проблемы аттракции

Аттракция как симпатия к другому человеку является безусловным компонентом чувства любви.(12).

В рамках социально-психологического подхода психологами изучались факторы, способствующие возникновению аттракции и выступающие как условия привлекательности партнёра.

Внешняя привлекательность. В зрелом возрасте становятся важны не только внешние физические данные, но и духовно-психологические, личностные качества. Идеал привлекательности внешности обусловлен как культурно-историческими, социальными условиями, так и субъективными критериями оценки. Внешняя привлекательность человека определяется не только оценкой его со стороны партнёра. Но и в значительной степени его самооценкой. Если самооценка высока и адекватна или даже несколько превосходит уровень адекватности, то это находит отражение в таких особенностях поведения личности, как уверенность, доброжелательность, направленность на установление отношений и коммуникацию, способствующих самораскрытию партнёров.

Социальные характеристики – принадлежность к определённому уровню, образование, статус. Профессия, социальная успешность и т.д. Успешность и удачливость способствуют усилению аттракции. Неудачников избегают.

Уровень развития коммуникативных способностей – способность к открытой коммуникации, к самораскрытию, искренности в пределах сохранения интимного личностного «пространства безопасности» партнёров (неприемлемость «душевного эксгибиционизма»), умение коммуницировать свои чувства, проявлять симпатию в отношении партнёра. Отсутствие коммуникативной компетентности резко негативно сказывается на аттракции.

Сходство установок, идей, взглядов, ценностей Для успешного функционирования семьи особенно важны общность ценностей профессиональной деятельности, сходство взглядов на воспитание детей и родительство.

Предсказуемость, прогнозируемость поведения партнёра, особенно в стрессовых ситуациях, на основе знания его личностных свойств и стабильности его поведения в повторяющихся ситуациях. Непредсказуемость не отпугивает, но осложняет понимание намерений партнёра и может привести к деструкции отношений. Предсказуемость не идентична рутинности и стереотипности поведения.

Ситуативные факторы. К ним можно отнести следующие:

· Регулярность контактов;

· Возможность реализации совместной деятельности;

· Оказание друг другу помощи.

Доказано, что уровень симпатии к партнёру у помогающего выше, чем у того, кому помощь оказывается. Иными словами, мы привязываемся к тому, кому мы больше помогаем. Напротив, известен феномен избегания человека, оказавшего нам значительную помощь. В супружеских отношениях не должно быть грубого дисбаланса в выполнении обязанностей и ролей. В интересах взаимной симпатии и привлекательности ни один из супругов не должен взваливать на себя все проблемы семьи и принимать на себя роль основного помощника. Каждый член семьи ради стабилизации в ней эмоциональных связей должен быть готов сам оказать помощь, и попросить о ней, и принять помощь.

Совместное переживание опасности, угрозы жизни. Этим фактором объясняется известный феномен повышения уровня сплоченности семьи при переживании кризисных, фрустрирующих ситуаций.

Фактор оценки со стороны партнёра. Проявляется в том, что аттракция возникает при условии отсутствия значительного расхождения самооценки и оценки со стороны партнёра.

Исследование М.Н. Риди и др. показало, что на первом плане отношений любви между супругами на всех стадиях жизненного цикла оказывается аффективная составляющая любви – эмоциональная безопасность, сопереживание, симпатия, что в целом соответствует основному тезису семейной психотерапии о том, что именно функция эмоционального взаимопонимания и сопереживания, психотерапевтическая функция являются системообразующими для современной семьи.(47)

Таким образом, можно сделать выводы:

· Любовь имеет активно-деятельностную творческую природу, формируется в процессе жизни на основе интериоризации опыта детско-родительских отношений и присвоения социокультурного опыта, форм и «модусов» любви в контексте органического полового созревания;

· Любовь направлена на самореализацию личности, преодоление отчуждённости и обретение единства и целостности;

· Важным фактором возникновения нарушений способности любить является искажение детско-родительских отношений.(47)

Другие статьи:

Понимание личности в психологии
Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой. Понятие личности начало ск ...

Боязнь страха
В самом начале мы сравнивали страх как явление «внутренней природы» с внешними природными явлениями — дождем, ветром, туманом или грозой, чтобы показать: он принадлежит к тем условиям, в которых наша душа живет с рождения, он «сидит в кро ...

Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности
Решение задач начального этапа школьного обучения предполагает определенный уровень развития у детей ряда психологических и психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью. Однако более 20 % семилеток и окол ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru