Варианты проявления детской агрессивности
- развитой произвольностью;
- хорошими организаторскими способностями, умением организовывать игру;
- высоким социальным статусом в группе сверстников [28].
Дети, относящиеся к этой категории, хорошо знают и на словах принимают нормы и правила доведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя, обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого, несомненно, важна для них. В то же время ребята не обращают внимания на собственную агрессивность, и считают такой способ действия нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели [3].
3. целенаправленно-враждебный тип.
Сюда входят дети, для которых нанесение вреда другому оказывается самоцелью. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Их действия отличаются жестокостью и хладнокровием, ребенок испытывает своеобразное удовольствие от страданий другого. Без всякой видимой причины он хватает сверстника за волосы и бьет головой об стену, толкает с лестницы и со спокойной улыбкой слушает крики своей жертвы. Девочка прячет туфельки своей подруги и ждет ее слез, когда все соберутся на прогулку. Обычно такие дети выбирают для себя две-три постоянные жертвы - более слабых детей, не способных им ответить. Чувство вины или раскаяния у них отсутствует, нормы и правила поведения ими открыто игнорируются. На упреки отвечают «Ну и что!», «Что хочу, то и делаю». Такие долго помнят любые обиды и пока не отомстят, не могут успокоиться [26].
Результаты психологического обследования этих детей показывают:
- средние показатели интеллекта;
- произвольность в целом соответствует возрастным нормам;
- низкий социальный статус в группе сверстников, то есть их боятся и избегают;
- уровень развития игры находится на средних уровнях (втором-третьем), однако содержание их игр часто носит агрессивный характер — все дерутся, мучают или убивают друг друга [28].
Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других [3]. В мире и в других людях такой ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие.
Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других. Степень такого восприятия враждебности может быть различной, однако ее психологическая природа остается той же - внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть собственный мир другого человека [18].
В связи с этим можно выделить такие типы детской агрессии как:
Гиперактивно-агрессивный ребенок.
Двигательно-расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными [6]. Агрессия проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и так далее. Связано такое поведение, как правило, с трудностями адаптации ребенка к среде, которая предъявляет к нему слишком высокие для уровня зрелости требования. Ребенок не может структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. Для него мир – это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало» [11].
Другие статьи:
Виды связной речи. Пересказ – важное средство развития связной речи
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.
Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средств ...
Влияние тревожности за ребенка во время беременности
Группа ученых – Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова – повели исследование, целью которого было изучение влияния тревожного отношения к ребенку во время беременности на его физическое и психическое состояние после рождения[6].
В исс ...
Социальная перцепция и межличностное понимание
Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел а ...