Варианты проявления детской агрессивности

Страница 3

Классифицировать проявление детской агрессивности можно по-разному — можно применить общие схемы, но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности явления агрессии.

Рассмотрим классификацию проявления детской агрессии в основе которой лежит проявление агрессии [3].

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей и взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями [21].

Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся цельностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом, экстравертированность (общительность, раскованность, уверенность в сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

Кроме того, эти дети отличаются малой рассудительностью и жадностью, плохим самоконтролем. Их действия импульсивны и непродуманны, такие дети часто не извлекают уроков из своего негативного опыта, поэтому совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену [3].

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии.

За вербальной агрессией (оскорбляют, дразнят, ругаются) часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды [21].

Этих ребят отличают психологическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

Еще одной особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензетивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивостью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, которые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов [3].

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.

Косвенная агрессия - действия, которые направлены окольным путем на другое лицо (злобные действия, шутки), и действия которые характеризуются ненаправленностью, неупорядочностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаком по столу и тому подобное) [32];

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой - феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критик}'' и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности [3].

4. Дети, склонные к проявлению негативизма.

Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Такое поведение характерно для детей, например, адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются, что называется, «без разбора» - импульсивно, неосознанно и открыто [9].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Физиологические основы темперамента
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологи ...

Низкий уровень развития фонематического слуха
Фонематический слух — это умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слогов. Для продуктивного обучения грамоте и для выработки орфографического навыка учащиеся должны «узнавать» фонемы не только в сильных, но и ...

Предрасположенность к творчеству
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru