Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с нарушением интеллекта, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.
Ребёнку с нарушением интеллекта для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребёнку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Роль взрослого в дидактической игре двойственна', с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении — это соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
В обучении мы широко использовали занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью задачи (найти, догадаться, помочь), неожиданностью преподнесения её от имени какого - либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Игровые упражнения можно использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит учитель (даёт задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре.
Ролевые игры - деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика коренным образом изменяются. Учитель в игре перестаёт быть для ученика только источником знаний и становится режиссёром игры и консультантом по организации познавательной деятельности. Ученики же в игре - активные участники учебного процесса: они сами определяют цель игры, ищут способы её достижения, вырабатывают возможные пути решения возникающих задач.
В играх может быть осуществлено непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как уничтожение цветов на клумбе, поломка деревьев, негуманное отношение к животным и т.д. Игры позволяют смоделировать различные ситуации, например, «А что будет, если .», проанализировать их, заставляют задуматься о будущем. Во время игры можно смоделировать будущие ситуации, например, через 5, 10, 15 и т.д. лет.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении нового материала. Поэтому в игре учащиеся более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным. Ценность дидактических игр также заключается в том, что дети в процессе игры учатся самостоятельно помогать друг другу и взаимно проверять себя.
Другие статьи:
Методические рекомендации по развитию социальных эмоций у детей старшего
дошкольного возраста
Содержательный и технологический аспекты развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста представлены в методических рекомендациях для педагогов и родителей. Рекомендации для родителей
Для того чтобы обеспечить развитие ...
Организации помощи в преодолении духовного кризиса
Каждый случай духовного кризиса уникален и оказание помощи конкретному человеку требует индивидуального подхода. Основными направляющими факторами при её оказании являются форма духовного кризиса, его острота и условия социального окружен ...
Природа и генезис детской тревожности
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику ...