Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта
На уроке важно использовать и занимательный материал, т.к. то, что заинтересовывает учащихся, всегда легче и лучше всего запоминается. Если предмет для учеников интересен, то и работают они активно, без принуждения. Но это не значит, что нужно на уроках сообщать учащимся только интересующий их материал. Учитель должен воспитывать чувство долга, приучать выполнять и то, что неинтересно, но нужно. Тем не менее, там, где возможно, надо стараться заинтересовывать учеников, добиваться, чтобы у них появился горячий интерес к работе, к изучаемому предмету, к самостоятельным занятиям.
Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в урок занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой урока, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.
В толковом словаре С.И. Ожегова даются определения следующих видов занимательного материала.
Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.
Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Поговорка— краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
Викторина — игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.
Кроссворд - игра - задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Чайнворд - игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква одного слова начинает собой следующее.
Шарада - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей - отдельных слов; такая загадка, представляемая в живых сценках.
Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы.
Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщённой форме выявить знания и умения школьников.
Для опроса можно вывешивать до урока вместе с другими пособиями кроссворд-таблицу на данную тему, предлагая вызванному ученику решить его. Пока один решает кроссворд, другие отвечают на вопросы учителя. Когда кроссворд решён, следующий ученик или учитель проверяет правильность решения. После ответа на дополнительный вопрос ученик получает соответствующую оценку.
Большой интерес вызывают на уроке и доклады, подготовленные самими учащимися. Некоторым ученикам поручается подобрать интересный и занимательный материал по темам курса. После предварительной проверки рассказы учащихся включаются в изложение нового материала на уроке. Это придаёт большой интерес уроку и вызывает у школьников интерес к внеклассному чтению.
Много интересного, необычного и занимательного игрового материала можно использовать и в процессе приготовления домашних заданий. Такой материал, не утомляя детей, расширяет знания, заинтересовывает, приучает к самостоятельности в выполняемой работе. В качестве домашнего задания можно предложить закончить отгадывание кроссворда, начатого на уроке во время опроса, или самостоятельно подобрать шарады, ребусы, кроссворды, чайнворды по соответствующей теме урока. Ребята увлекаются изготовлением подобных наглядных пособий, проявляют при этом большую инициативу, изобретательность и творчество. Занимательный материал можно использовать и при закреплении знаний. Составление кроссворда, его решение, рассказ по картине и ряд других приёмов возбуждают интерес к предмету. Учащиеся с удовольствием собирают народные пословицы и поговорки. Такая работа увлекает их и приучает к самостоятельности.
Другие статьи:
Классификация уровней решения конструктивных задач
Выделяют следующие уровни действий при решении конструктивных задач (Н.Н. Поддъяков, 1981; О.Н. Вялых, 1998):
0 уровень – отсутствие ориентировки в условиях задачи;
1 уровень – действия методом наложения элементов на расчлененный образе ...
Предмет психологии в понимании П.Я. Гальперина
Случилось так, что П.Я. Гальперин наиболее широкую известность получил как автор теории усвоения. Между тем главные проблемы, которые заботили его на протяжении всей жизни, это проблемы предмета и метода психологической науки. Его взгляды ...
Общая характеристика послеродовых психозов
До сих пор послеродовая депрессия, официально не признанная как клиническая единица, рассматривается в специальной литературе вместе с психическими расстройствами пуэрперального периода, поэтому длительное время ее относили либо к послеро ...