Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Материалы » Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Страница 3

В этот период некоторые дети пытаются обозначать роль словом. Дети часто разговаривают с игрушками, как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем и в небольших группах. Сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются, к четвёртому году появляются подлинно коллективные игры.

Дети воспринимают воображаемую ситуацию, активно заменяют хорошо освоенные действия словом («Куклы уже поели»). Им становится доступна условность игры («как будто»). Дети переходят к обобщающим действиям. Правила игры значения для ребёнка не имеют. Его привлекает само действие с предметами.

В 3-4 года дети способны самостоятельно ставить игровые задачи тем, с кем хотят играть, но не всегда могут понятно объяснить их, поэтому часто нуждаются в помощи взрослого, чтобы в словесной форме обозначить игровые задачи.

Сюжетно - отобразительная игра переходит в сюжетно - ролевую, в которой дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения людей. В играх продолжают преобладать бытовые сюжеты, но они становятся более разнообразными, динамичными, чаще прибегают к использованию эпизодов из хорошо знакомых сказок.

Ребёнок берёт на себя роль, но не всегда называет себя в соответствии с ней. Он эмоционально передаёт ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе с воображаемым собеседником.

В процессе игры дети используют разнообразные предметные способы воспроизведение действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно использовать предметы-заместители. Дети стремятся играть вместе со сверстниками, активно включаются в игры, инициированными другими детьми. Сначала эти объединения носят кратковременный характер, затем становятся более длительными.

В соответствии с правилами определяется последовательность выполнения ребёнком действий. В возрасте 4-5 лет дети сами могут договориться перед началом игры. Воплощение ими игрового замысла происходит путём решения нескольких игровых задач, способы которого усложняются.

Содержанием игры в большей мере становится отражение разнообразных взаимоотношений людей, возникающей в совместной деятельности. Сюжеты игр становятся более развёрнутыми и разнообразными. Появляются общественные сюжеты.

В процессе игры закрепляются новые формы общения через роли: ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Характерные особенности персонажа игры передаются детьми с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Большинство детей предпочитают игры вместе, т.о. они легко достигают взаимодействия в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла).

Дети самостоятельно выбирают для игры предметы-заменители. Совершенствуются их способы действия с предметами.

Ролевые взаимоотношения регулируются правилами, которые дети выполняют в соответствии с принятой на себя ролью. Выполнение правил игры контролируются партнёрами.

У детей 5-7 лет замысел игры более устойчивый, развивающий, динамичный. Они совместно обсуждают замысел игры, учитывают точки зрения друг друга, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что свидетельствует о высоком уровне игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в него новые идеи и образы, т.е. планомерность, согласованность в игре сочетается с импровизацией.

В процессе игры моделируются разнообразные взаимоотношения между людьми.

Совершенствуются умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Дети проявляют стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Страх и беспокойство
Гулдинги определяют страх и беспокойство как эмоциональную реакцию на реальную или воображаемую опасность в настоящем, а беспокойство – как реакцию на реальную или воображаемую опасность в будущем. Человек боится игрушечного пистолета, ес ...

«Почему параллельна компульсивность»
Роль, по определению, начинает кризис в силу которого смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Особую ценность, на наш взгляд, представляет автоматизм интегрирует бихевиоризм, хот ...

Диагностика эмоциональной сферы и личности младшего школьника
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позицией школьника. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru