Эмпатия и рефлексия

Страница 1

Существуют две формы познания — эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень — низший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень — по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень — отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия с ним.

2.Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия. Длярефлексии свойственна усиленная подверженность определенным тенденциям искаженного понимания особенностей других людей на основе стереотипизации, когда по одной двум чертам относят человека к определенному стереотипу и приписывают ему набор качеств, присущих этому стереотипу.

а)безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

б)эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности обобщается на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке

благоприятно, то его положительные качества переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

в) эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая другого человека, склонен логически принять: «все люди подобны мне» либо «другие противоположны мне». Упрямый, подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

На восприятие другого влияет и настроение самого человека. Если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о другом человеке могут преобладать негативные чувства. Известен факт, что при положительном эмоциональном отношении к сюжету, картине запоминается в среднем в 2 раза больше Деталей, чем при отрицательном. Значит, правомерен вывод, чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Вероятно, некоторые люди даже не подозревают, как им трудно быть искренними, снять «маску». Такое общение психологи называют «открытым».

Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен постоянно искать вокруг себя разные признаки, свидетельствующие об истинных последствиях своего поведения. В особенности должны интересовать реакции других людей на его поступки в конкретных ситуациях. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Таким образом, можно узнать что-то новое, что поможет лучше и яснее увидеть самого себя. Обеспечение других обратной связью — сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их доведение — может повышать взаимное доверие. Для того, чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью. Умение можно выработать посредством упражнений, смелость приобретается в результате последовательных попыток, готовности идти на риск.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Теоретический анализ концепции личностно-типологических особенностей субъектной регуляции
Проблема психической саморегуляции является одной из самых значимых при психологическом исследовании жизнедеятельности человека. Это связано с тем, что человеку на своём жизненном пути приходиться сталкиваться с трудностями, кризисными си ...

Стоит ли стремиться к «свободе от страданий»
Если вспомнить наш вывод, что под водительством крепкой веры в себя страх может стать полезным спутником и даже повысить качество жизни, то, пожалуй, более всего поражают люди, лишенные (в том числе и искусственно, например под влиянием н ...

Нарушения, вызывающие СДВГ
Энергоснабжение Дефицит энергетического снабжения можно наблюдать при энцефалографическом исследовании. Ребёнок сидит с открытыми глазами и выполняет какие-то действия, в соответствии с инструкциями врача. В это время в электрической ак ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru