Преодоление забывания как результат развития памяти
1) ассоциации приводят к извлечению информации из памяти;
2) Поиск специфических ассоциаций, сходств, различий и способов группировки помогает процессам запоминания и воспроизведения;
3) Мысленное объединение зрительных образов (зрительное воображение, визуализация) способствует обработке информации «в уме»;
4) Воображение делает эту обработку более тонкой и вносит в запоминаемый материал личную составляющую, облегчая тем самым его воспроизведение;
5) Особое внимание к общим принципам делает обучение более легким.
Козаренко В.А.[19] также описывает в своей книге многочисленные мнемотехнические приемы, применяемые для улучшения запоминания и противостояния забыванию. Среди таких приемов он называет визуализацию, буквенно-числовое кодирование, упорядочивание материала по различным основаниям, ассоциирование с уже известным материалом и многое другое.
По результатам всего вышеизложенного в Главе 1, можно сделать следующие выводы:
- Забывание – это процесс памяти, противоположный сохранению;
- Многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации;
- Теория мотивируемого забывания (З. Фрейд) утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании;
- Когнитивная структурная теория утверждает, что потери информации (забывание) в кратковременной памяти вызвано самими ее функциями – сохранять информацию короткое время с целью передачи ее в долговременную память. Препятствует забыванию в этой структуре постоянное повторение. В долговременной памяти затухание информационных следов объясняется интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание;
- Культурно-историческая теория и теория деятельности рассматривают память, прежде всего, как высшую психическую функцию, как психическую деятельность. Смысловое запоминание может само по себе являться деятельностью, сознательной, произвольной и активной;
- Забывание может быть признаком патологии памяти – амнезии, описанной в нескольких формах: ретроградной, антероградной, динамической;
- Для предотвращения забывания как негативного явления необходимо создание благоприятных условий для запоминания, сохранения и воспроизведения материала; учет при запоминании фундаментальных закономерностей функционирования памяти; овладение мнемотехническими приемами, улучшающими запоминание; овладение мнемотехническими приемами, предотвращающими собственно забывание.
Другие статьи:
Оппортунический комплекс в XXI веке
Бихевиоризм отражает ускоряющийся онтогенез речи, независимо от психического состояния пациента. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что стимул иллюстрирует гомеостаз, как и предсказывает теория о бесполезном знании. Мышление ...
Ощущение
Ощущение –
это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно действующих на наши органы чувств.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чу ...
Факторы, влияющие на формирование психологического климата
в коллективе
Важнейшей проблемой в изучении социально – психологического климата является выявление факторов, которые его формируют.
Выделяют шесть основных групп факторов, определяющих состояние социально-психологического климата и, в конечном счете ...