Преодоление забывания как результат развития памяти
Менее устойчивое, а также временное забывание может быть связано с действием отрицательной факторов. Сильные посторонние раздражители во время заучивания могут либо затруднять образование новых временных связей, снижая эффективность запоминания, либо ослаблять, как бы стирать следы ранее выработанных связей и вызывать тем самым забывание. Характер такого забывания – ретроактивное и проактивное торможение, рассмотренное нами в Главе 1. Отсюда вытекают важные в практическом отношении выводы, особенно ценные для практики образования. Во-первых, при переходе от одного материала к другому необходимо делать небольшой перерыв, отдыхать от умственной работы. Во-вторых, готовя домашние задания, надо по возможности учить менее сходные по содержанию предметы. Этим правилом надо руководствоваться и при составлении расписания занятий. Проактивное и ретроактивное торможение проявляется и в пределах какой-либо одной деятельности, в частности, в процессе заучивания заданного материала. Известно, что середина материала запоминается хуже, чем начало и конец: середина подвергается отрицательному влиянию и проактивного, и ретроактивного торможения, особенно если материал велик по объему. Поэтому середина материала требует большего числа повторений. Необходимо придерживаться размеренного, неторопливого темпа работы: надо дольше держать внимание на предмете, только тогда раздражения в мозгу закрепляются.
Временное забывание может быть вызвано и запредельным торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение запоминания в утомленном состоянии. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть воспроизведено.
Возможность возникновения реминисценции надо учитывать в учебной работе. Затруднения в воспроизведении материала могут усиливаться вследствие слишком сильного желания припомнить, что вызывает торможение. Когда со временем человек отвлекается чем-то другим и торможение снимается, тогда то, что надо припомнить, нередко как бы само всплывает в памяти.
Для длительного сохранения временных нервных связей имеет значение прежде всего степень их прочности. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают, и наоборот. Следовательно, нужно заучивать материал прочно с самого начала. То, что прочно закреплено, долго сохраняется и меньше забывается. Наличие интереса к закрепляемому материалу также ведет к более длительному его сохранению.
Забывание зависит от объема запоминаемого материала. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работы с ним. В связи с этим очень важно дозировать материал, который дают учащимся для запоминания.
Таким образом, главным средством борьбы с забыванием знаний является использование их в дальнейшей деятельности, применение на практике. Это ведет не только к сохранению прошлых знаний, но и к более глубокому их усвоению.
Д. Лапп исследует роль ассоциаций, воображения и внимания в запоминании и забывании. Ее выводы относительно преодоления забывания сводятся к активизации высших психических функций, а также к необходимости совершать внутреннюю работу (например, специально ассоциировать). Таким образом, от человека требуется внутренняя активность и желание запоминать и не забывать. Она советует помнить, что:[18]
Другие статьи:
Понятие аддиктивного поведения
Для определения аддиктивного поведения требуется рассмотреть такие термины как поведенческая норма, поведенческая патология и девиантное поведение.
Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует понятиям поведенческой но ...
Понятие профессионально важных качеств (ПВК) в психологии
Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические к ...
Историко-методологические основы изучения гендерных
аспектов брачного поведения
В настоящее время гендерные исследования играют значительную роль в различных областях гуманитарных наук. Акцент на роли полов в развитии человечества, их символическом и семиотическом выражении в философии, истории, языке, литературе, ис ...