Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР

Страница 4

Устное сочинение на заданную тему - один из наиболее активных видов монологической речи. Поэтому особенности, присущие связной речи детей с ЗПР, которые только наметились в их рассказах по простым сюжетным картинкам, проявляются в устных сочинениях наиболее ярко.

Особенности в построении высказывания, характерные для детей с ЗПР,- результат трудностей в планировании и развертывании речевого сообщения. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются:

- пропуск или избыточность членов предложения;

- ошибки в управлении и согласовании;

- ошибки в употреблении служебных слов;

- ошибки в определении времени глагола;

- трудности в слово - и формообразовании;

- структурная неоформленность высказывания.

Формирование связной речи тесно связано со способностями детей оречевить свои действия. Под "вербализацией" (оречевлением), понимается возможность ребенка объяснить выполяемое; при этом учитывается точность и понятность высказывания, его лексическое и грамматическое оформление.

Одно из важнейших условий коррекции речи детей с ЗПР - организация их речевой практики, в которой ведущая роль отводится самостоятельной активности речевой деятельности ребенка.

Усвоение принятых форм речи опирается во многом на механизм подражания. Подражание ребенка - не пассивный процесс. Оно основано на активной познавательной и речевой деятельности.

Одна из важнейших задач при коррекции речевой деятельности детей с ЗПР - совершенствование регулирующей функции речи. Психолог Г.И.Жаренкова предлагает для этого использовать занятия по изготовлению поделок. Особое значение для развития регулирующей функции речи имеет обучение самоконтролю. Можно предложить ребенку сравнить изготовленное им изделие с образцом, самостоятельно сделать сравнительный анализ, обосновать в речевой форме правильность выполненного задания.

У детей с ЗПР нарушения познавательной деятельности усугубляются слабой речевой активностью. Часто такой ребенок, зная материал, не отвечает из-за слабого побуждения к речи. Один из эффективных способов, способствующих активизации речи, введение добавочных мотивов, создание проблемных ситуаций.

Формирование интереса к речи и потребность в ее совершенствовании - необходимые условия коррекции речевой деятельности детей с ЗПР.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Семейные факторы тревожных состояний у детей
По мнению А.Б. Холмогоровой, нельзя не согласиться с Асмусом Финзеном, что семья – важнейшее условие благополучия человека (Холмогорова А.Б., 2002). В современном представлении семья – это целая семейная система, которая не является прос ...

Закономерности общения и взаимодействия в трудовой деятельности
Взаимоотношения – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношения – отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу. При взаимоотношениях постоянно осуществляется «обратная свя ...

«Почему параллельна компульсивность»
Роль, по определению, начинает кризис в силу которого смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Особую ценность, на наш взгляд, представляет автоматизм интегрирует бихевиоризм, хот ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru