Этиопатогенетические особенности ЗПР

Страница 4

Понятие готовности к школьному обучению, кроме описанных выше компонентов, включает и определенный уровень развития личности: произвольность регуляции деятельности, мотивационно-волевую готовность к школьному обучению, сформированность ведущего вида деятельности дошкольников - ролевой игры, наличие предпосылок учебной деятельности, определенный уровень общения со взрослыми и сверстниками и т.д.

Для деятельности ребенка с ЗПР характерны (Г.И. Жаренкова, 1975; Т.Д. Пускаева):

- импульсивность действий;

- малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля при выполнении задания;

- отсутствие целенаправленности в работе (хаотичность действий, неумение подчинить свою деятельность единой цели, обдумать ход выполнения работы);

- низкая продуктивность деятельности (даже в сюжетно-ролевой игре недостаточно творческих элементов);

- нарушение или утрата программы деятельности;

- ярко выраженные трудности в оречевлении деятельности, которые иногда принимают форму грубого несоответствия речи и действия.

Требование неприменно объяснить выполнение каждой операции вызывает наступление эмоционального срыва; дети отказываются отвечать, выполнять задание, на глазах появляются слезы; все это они объясняют наступлением усталости.

Один из важнейших компонентов готовности ребенка к школьному обучению - уровень развития его мотивационной сферы.

Изучение детей с ЗПР показывает, что среди множества психофизических особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее неразвитие личности: эмоционально-волевая незрелость, трудности в произвольной регуляции деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности и т.д. Интеллектуальное развитие детей в значительной мере обусловлено перечисленными факторами. Обобщая описанные результаты, можно сделать некоторые выводы:

- при ЗПР его нарушение происходит очень рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искаженно;

- для этих детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности;

- ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности;

- наблюдается низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанная;

- наиболее нарушенными оказываются эиоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность; в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления ; наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно-следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей;

- дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Транзактный анализ
США. 1956 год. Расположенный в Сан-Франциско институт психоанализа отказывает в членстве в качестве психоаналитика 46-летнему психиатру Эрику Берну (1910-1970), пятнадцать лет проработавшему в данном направлении. Этот врач, вероятно приня ...

Параллельна стратификация
Сознание мгновенно. Автоматизм, например, изменяем. Однако Э. Дюркгейм утверждал, что поведенческая терапия вызывает ассоцианизм, хотя Уотсон это отрицал. Компульсивность вероятна. Сновидение понимает гештальт, следовательно основной зак ...

Основные мотивы нарушения супружеской верности
Первый среди них - угасание чувства, вытеснение его новым. По этой причине изменяют 7,2% мужей и 19,9% жен (здесь и дальше проценты от общего числа изменяющих, а не от всех семейных пар). Объяснение перевеса в сторону прекрасного пола, ду ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru