Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Второй важной особенностью является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Самооценка и уровень притязаний играют очень важную роль в жизнедеятельности младшего школьника. В общепсихологических экспериментальных исследованиях показано, что школьники имеющие сильную мотивацию достижения успехов, обладали адекватной или умеренно завышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Что касается уровня притязаний, то он может зависеть не только от успехов в учебной или какой-либо иной деятельности, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками, в детских группах, коллективах. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе (1-4 классы), можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его эмоционально состояние в различных видах деятельности.
Дети младшего школьного возраста начинают уже более сдержанно выражать свои эмоции, когда находятся в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечания, подвергается обсуждению и осуждению. Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет не столько в моторной форме – лезет драться, вырывает из рук, сколько в словесной форме – дразнит, грубит; появляются оттенки в выражении лица и интонации речи – ирония, насмешка, сомнение и т.д. Переживание злости и стыда проявляются в более скрытной форме (11, с.236). Характерной особенностью детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. В этом периоде у ребенка интенсивно формируются моральные чувства: чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование на несправедливость (11, с.237). Но важно помнить о том, что когда младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе (11, с.238). Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни и получают при этом иную форму, чем у дошкольника. Переживание злости, озлобления, раздражения может вызвать у младшего школьника агрессивное действие по отношению к обидевшему его товарищу, однако драки у детей этого возраста возникают только в том случае, когда переживание достигает такой большой силы, что сдерживающие моменты, вызванные осознаваемыми правилами поведения, отбрасываются. Мотивы действий на основе положительных переживаний: сочувствие, расположение, привязанность, приобретших более устойчивый характер у детей младшего школьного возраста, становятся более действенными и проявляются в более разнообразных формах (11, с.239). Вместе с тем нельзя забывать, что иногда из-за недостаточного внимания родителей к духовному миру ребенка мы сталкиваемся с тем, что школьник испытывает тяжелые и сильные эмоции, которые его травмируют. Яркие образы событий настойчиво вторгаются в его мир, снятся, преследуют, особенно если он впечатлителен (11, с.240). Наряду с «личными» темами – мыслями о себе, мечтами о будущем, волнения, связанные со спортивными играми – развиваются у младшего школьника и разнообразные эстетические переживания. Значительное впечатление от художественных произведений может выявиться как в отдельных рисунках, которые он делает, так и в стихах, сочиненных им, или в рассказах по поводу прочитанной повести.
Нравственные положения, которые определяют поступки ребенка, не имеют достаточно обобщенного характера. Нравственные положения, которые вошли в сознание школьника, еще в недостаточной мере стали устойчивым его достоянием. В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает нравственный принцип, по которому ему следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает переживания стыда, раскаяния, иногда страха (11, с.242).
Другие статьи:
Забывание в различных психологических теориях
Память впервые привлекла внимание исследователей, когда психология еще не выделилась в самостоятельную науку. Ею интересовались Аристотель и Платон, Блаженный Августин и Фома Аквинский, Юм и Гартли. В настоящее время пользуются популярнос ...
Людвиг Бинсвангер
Людвиг Бинсвангер (1881 – 1966) – один из тех специалистов по проблемам душевного здоровья людей, кто при всём принятии идей З.Фрейда, не мог согласиться с узостью его подхода к полноте человеческого существования. Его Daseinsanalyse – эт ...
Понимание личности в психологии
Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.
Понятие личности начало ск ...