Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя»
Также оказалось, что ребенку передавались содержание и характер эмоциональных состояний матери. Было выяснено, что с наибольшей вероятностью от матери ребенку передаются такие эмоциональные состояния как страх, агрессия и плаксивость.
Следовательно, можно сделать вывод о вероятности прямого научения этим эмоциям.
Далее было установлено существование зависимости отклонений в поведении ребенка от месяца беременности, в который возникло травмирующее влияние на мозг ребенка, причем наибольшее значение для формирования эмоциональной сферы ребенка, по данным ученых, имеют четвертый, пятый и шестой месяцы внутриутробной жизни, когда наиболее активно развиваются и дифференцируются мозговые структуры, которые играют основную роль в формировании эмоций.
К настоящему времени накоплена масса фактов, свидетельствующих о том, что неадекватное поведение матери во время беременности, ее эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша беспокойная жизнь, служат причиной огромного числа различных патологических состояний и отклонений у ребенка, как поведенческих, психологических, так и соматических[3].
Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения), гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода.
Однако на нормальное физическое и психическое развитие плода влияют не только материнские эмоции, но и различные внешние факторы, в том числе вещества, применяемые в быту.
Например, регулярное употребление алкоголя в чрезмерных количествах хотя бы за год до беременности, может привести к задержке умственного развития плода, недоразвитости врожденных рефлексов, развитию порока сердца и почек и многим другим тяжелым, а порой и неизлечимым заболеваниям[8].
Курение более безобидно, но может привести к нарушениям в развитии тканей нервной системы и головного мозга.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что на развитие плода, формирование его психики и эмоционального состояния во взрослой жизни оказывает огромное влияние эмоциональное и физическое здоровье матери во время беременности, а также образ жизни беременной женщины.
Другие статьи:
Методы диагностики экологического сознания
В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания выделяются три группы методов. В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов. Прин ...
Уровень сенсорного восприятия плода
Уровень сенсорного восприятия плода описано в статье Андре Бертин «Воспитание в утробе матери».
Органы чувств соответствующие центры мозга плода, отвечающие за сенсорное восприятие, развиваются уже к третьему месяцу беременности. На прот ...
Значение эмоций и чувств в жизни человека
В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств п ...