Методы диагностики экологического сознания
В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания выделяются три группы методов. В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование и использование этих методов. Принцип формирования мыслеобразов регулирует использование методов, формирующих систему экологических представлений; принцип субъектификации - субъектного отношения к природным объектам; принцип коактивности с миром природы - стратегий и технологий экологической деятельности.
К методам формирования экологических представлений относятся методы:
экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественной репрезентации природных объектов и др. К методам формирования субъективного отношения к природе относятся методы: экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии и др. К методам формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой относятся методы: экологических экспектаций, ритуализации экологической деятельности, экологической заботы и др.
Процесс формирования экологического сознания личности проходит три этапа: а) лабилизации, б) освоения адекватных экологических технологий и в) субъектификации природных объектов.
Формирование экологичной личности в рамках экологического образования Запада не может опираться на религиозно-философский опыт Востока, оно должно искать свои технологии экологизации личности, адекватные особенностям западного восприятия. Для дошкольного возраста характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.Для старшего подросткового возраста характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.Для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.Выделяются два “кризисных периода”: младший школьный возраст и старший подростковый возраст. В них происходят переходы между эпохами и эрами в развитии объектно-субъектного характера модальности. Они сопровождаются также переходами между прагматической и непрагматической модальностью.Именно в эти периоды “нестабильности” происходит и переструктурирование компонентов интенсивности.
Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «природа - общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых. Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «природа - общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы.
Другие статьи:
Особенности развития зрительной образной памяти у детей дошкольников при
нарушенном зрении
Рассмотрим особенности зрительной образной памяти лиц с нарушениями зрения.
Долгое время тифлопсихологи считали, что память у слепых развивается интенсивнее, чем у зрячих. Это объяснялось дополнительным высвобождением «специфической энер ...
Отношения людей при общении
Отношения между людьми в процессе общения, взаимодействия могут быть различны:
Я и Другой _ - ».Мы, если многое связывает
"—"•» Я, ОН — если связей мало
Я и Другой-------- ■» СВОИ — если улучшаем друг
МЫ СВОИ, ОН СВОЙ, ...
Влияние на коммуникативное развитие ребенка с задержкой психического
развития микросоциальной среды
От общения в семье во многом зависит развитие коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов общения. Положительный опыт взаимодействия с родителями способствует формированию адекватных коммуникативных навыков, нравственных ...