Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя»

Страница 1

Воспитание можно определить как «предоставление условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие ребёнка». Воспитывая живое существо, мы подразумеваем под этим его формирование и развитие в процессе развертывания движения жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному, ментальному материалу, который он получает из окружающей среды.

После рождения ребенка процесс воспитания характеризуется тремя этапами:

1. впитывание информации;

2. подражание;

3. личный опыт ребенка.

Однако в период внутриутробного развития опыт и подражание, естественно, отсутствуют. Впитывание информации в перинатальном возрасте максимально, так как оно протекает на клеточном уровне. Новорожденный уже прожил девять месяцев, впитывая в себя информацию, поступающую от матери и от внешних раздражителей (свет, тепло, холод, тряска и т.п.), которая в значительной степени сформировала базу для его дальнейшего развития.

Роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка[1].

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Мать является посредником между внешним миром и плодом. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает окружающую мать среду напрямую, однако, оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий её мир. Это существо регистрирует, запоминает первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Говоря о проблемах дородового обучения эмоциям, важно отметить, что эмоция это не только психическое состояние субъекта, а еще и гормональная реакция его организма. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и плодом, возможно, является одним из самых решающих факторов, влияющих на развивающуюся психику ребенка, особенно на ее эмоциональную составляющую[2].

Соколова О.А. провела исследование, предположив, что предпочтительное возникновение той или иной эмоциональной реакции определяется дородовым опытом. Этот дородовый опыт представляет собой воспроизведение мозгом ребенка эмоциональных состояний матери. Отсюда следовало предположение, что эмоциональные состояния матери во время беременности передаются ребенку и эти эмоциональные состояния могут стать доминирующими у ребенка уже после его рождения.

На первом этапе исследования она изучила доминирующие эмоции детей и сравнивла их с преобладающими эмоциональными состояниями их матерей в период беременности. Для этого использовался специально разработанный опросник, в котором были отражены психические состояния матери в период беременности. Для выяснения доминирующих эмоциональных состояний ребенка проводилась беседа с матерью. Обработав полученные данные, с помощью математической статистики, Соколова О.А. обнаружила существование достоверной связи между этими двумя параметрами. Таким образом, общея зависимость между эмоциональными состояниями матери в период беременности и доминирующими эмоциональными состояниями ребенка была подтверждена.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Психологические особенности коллектива
Основа успеха любой современной коллективной деятельности – отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосыло ...

«Экзистенциальный эриксоновский гипноз в XXI веке»
С феноменологической точки зрения, сновидение изящно выбирает филогенез, что отмечают такие крупнейшие ученые как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм. Эскапизм противоречиво начинает автоматизм, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с ...

Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода
Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (про ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru