Теоретический анализ концепции личностно-типологических особенностей субъектной регуляции
Прыгин Г.С. выделяет набор качеств характерных для субъекта с "автономным" типом деятельности:
· умеет и предпочитает работать самостоятельно, не требуя контроля со стороны;
· собран и настойчив в достижении поставленных целей;
· обладает адекватной самооценкой;
· при выполнении работы активен, энергичен;
· проявляет вдумчивость и вместе с тем решительность в преодолении возникающих перед ним проблем;
· уверен в себе и результатах выполненной им работы;
· умеет заставить себя сосредоточиться на выполнении задания;
· обладает чувством ответственности,
· умеет планировать свой рабочий день;
· в случае необходимости легко переключается с одной работы на выполнение другой;
· всегда доводит порученную работу до конца;
· обладает развитым чувством самоконтроля;
· может критически оценивать свой успех (или неудачу) в деятельности, правильно проанализировать их причины;
· умеет управлять своим вниманием;
· обладает высокой работоспособностью.
А другая группа, выделяемая Прыгиным Г.С., полярная первой - как "зависимая", которая является абсолютной противоположностью "автономного" типа.
3. Каждому из указанных стилей деятельности соответствует, с одной стороны, характерный симптомокомплекс "деятельностных" качеств субъекта, а с другой - определённая функциональная сформированность контура осознанной саморегуляции.
Необходимо также отметить, что именно в понятии "автономность" реализуется единство и взаимосвязь внешних и внутренних факторов, детерминирующих регуляторные процессы. Это единство, формируясь в онтогенезе личности, и определяет те индивидуально - типологические особенности, которые опосредствуют процессы осознанной психической саморегуляции [28].
Прыгин Г.С. выделил различия в функционировании контура саморегуляции у "автономных" и "зависимых" испытуемых: "субъективная модель значимой деятельности", "принятая субъектом программа исполнительных действий", "критерии успешности выполнения деятельности", "информация о достигаемых результатах" - у испытуемых с автономным типом регуляции значительно выше, чем у испытуемых с зависимым типом регуляции и основан, главным образом, на "внутренней стимуляции", на учёте внутренних субъективных факторов. Субъект, стремится любыми средствами добиться удовлетворения своих потребностей вопреки действующим объективным условиям.
Другой, полярный, тип личностной регуляции в основном опирается на "внешнюю стимуляцию", на внешние условия и требования. Личность с таким типом регуляции оказывается полностью зависимой от внешних обстоятельств, подстраиваясь под окружение [27].
Депрессия это эмоциональное расстройство, проявляющее себя такими переживаниями, как чувство угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины, самокритики, снижение интереса к внешней активности. Эти проявления сопровождаются снижением психической и двигательной активности, безразличием к окружающему, усталостью, снижением сексуальных влечений, отсутствием аппетита, запорами, бессонницей (особенно в утренние часы). При некоторых типах эмоциональных расстройств бессонница и снижение аппетита могут замещаться соответственно сонливостью и перееданием. Эти физические проявления являются вегетативными признаками депрессии и основой давно существующих предположений о ее психосоматической природе. Причинными факторами при униполярных расстройствах могут быть названы следующие:
1) биологические – среди них наследственные, биохимические, нейроэндокринные и нейрофизиологические факторы;
Другие статьи:
Гендерные особенности употребления алкоголя
подростками
В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и психологии, в психологических публикациях все чаще можно встретить такие понятия, как "гендер ...
Концепция атрибутивного
лидерства
Атрибутивный подход к лидерству
исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как о ...
Организации помощи в преодолении духовного кризиса
Каждый случай духовного кризиса уникален и оказание помощи конкретному человеку требует индивидуального подхода. Основными направляющими факторами при её оказании являются форма духовного кризиса, его острота и условия социального окружен ...