Теоретический анализ концепции личностно-типологических особенностей субъектной регуляции
Теория осознанной психической саморегуляции отражает общие, универсальные закономерности, реализующиеся независимо от индивидуальных различий, личностных, мотивационных и других свойств. Вместе с тем, как отмечает О.А. Конопкин [15] целостный подход к исследованию регуляции деятельности не только не исключает, но, напротив, предполагает необходимость конкретного анализа индивидуальных особенностей протекания регуляторных процессов, разворачивающихся как в отдельных звеньях, так и в контуре регуляции в целом.
Поскольку формирование контура психической саморегуляции деятельности происходит в процессе онтогенеза личности, то и формирование индивидуальных особенностей психической саморегуляции также будет зависеть от складывающихся психологических и психофизиологических свойств личности в той социальной среде, в которой происходит её развитие. Г.С. Прыгин считает, что данные индивидуальные особенности должны быть связаны с определёнными комплексами личностных качеств, достаточно ярко проявляющимися в процессе осуществления деятельности [28].
Причём данные комплексы должны содержать, прежде всего, те качества личности, которые формируются в реальной деятельности субъекта. Например, некоторые субъекты на всех этапах деятельности (от постановки цели до её реализации) обнаруживают такие качества, как: целеустремлённость, собранность, развитый самоконтроль, способность адекватно цели оценивать внешние условия выполнения деятельности, т.е. оптимально использовать или даже целенаправленно создавать одни условия, избегать или минимизировать влияние других; проводить активный поиск информации, необходимой для успешного осуществления деятельности; уверенность в своих личных качествах, знаниях и навыках, а также умение в случае необходимости мобилизировать их на достижение поставленной цели - короче, весь тот комплекс, который можно охарактеризовать как "эффективную самостоятельность" в выполнении деятельности, позволяющую им достигать значительных успехов, не прибегая к помощи других лиц [25].
Понятие "эффективная самостоятельность" в рассматриваемом контексте как нельзя более точно характеризует субъекта деятельности именно в его классическом понимании (Абульханова-Славская, Брушлинский и др.), как активного "деятеля" [1].
С точки зрения позиции субъектной саморегуляции "Субъект – это саморегулирующаяся система, в которой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, имеющих характер взаимосодействия, направлена получение наиболее эффективного, с точки зрения субъекта, полезного результата, проявляющегося в форме удовлетворения его текущей потребности" [26].
В это же время, у некоторых индивидов подобный комплекс "эффективной самостоятельности" развит слабо, вследствие чего для сколько-нибудь успешного осуществления деятельности им приходится прибегать к посторонней помощи; так, например, часто можно наблюдать, как человек не может сам определить правильность выбранного им способа действий или оценить значимость тот или иного фактора, влияющего на успешность деятельности, не умеет сам критически проанализировать полученные результаты и т.д. - в результате ему приходится часто обращаться за помощью к более компетентным лицам [25].
Таким образом, можно выделить основные идеи концепции типологических особенностей саморегуляции Г.С. Прыгина:
1. В основе разнообразных индивидуальных различий осуществления деятельности лежат те или иные особенности функционирования контура осознанной саморегуляции.
2. Указанные устойчивые различия могут быть основой для типологизации людей по признаку "эффективной самостоятельности" в осуществлении им деятельности: лица, обладающие необходимыми умениями самоорганизации деятельности и которые при выполнении её опираются, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качества и т. д. - могут быть выделены как типологическая группа "автономные".
Другие статьи:
Как управлять своими эмоциями
Эмоции как целесообразные жизненные реакции человека служат одновременно нескольким целям – они позволяют судить о состоянии удовлетворения потребностей. Главное, в регуляции эмоций состоит в умении предупреждать их возникновение. При воз ...
Ксенофан
В высшей реальности нет места конфликту и насилию, но главенствует справедливость и гармония. Ксенофан также принижает ценности атлетической отваги по сравнению со знанием. Олимпийская победа имеет меньшую ценность чем мудрость философа-п ...
Активность ребенка и ее роль в развитии
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора .», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, ...