Мировое признание Фрейда

Идеи, касающиеся роли неосознаваемых влечений, как при неврозах, так и в обыденной жизни, ориентация на глубинную психотерапию стали центром объединения вокруг Фрейда большого сообщества врачей, психиатров, психотерапевтов.

Прошло то время, когда его книги не вызывали никакого интереса. Так, потребовалось 8 лет, чтобы была раскуплена книга «Толкование сновидений», отпечатанная тиражом всего в 600 экземпляров.

К Фрейду приходит международная слава. В 1909 году он приглашен в США, его лекции прослушали многие ученые, в том числе патриарх американской психологии Вильям Джемс. Обняв Фрейда, он сказал: «За вами будущее».

В 1910 году в Нюрнберге собрался «Первый международный конгресс по психоанализу». Правда, вскоре среди этого сообщества, которое объявило психоанализ особой наукой, отличной от психологии, начались распри, приведшие к его распаду. Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были такие, в частности, ставшие крупными психологами исследователи, как Альфред Адлер и Карл Юнг.

Большинство рассталось с Фрейдом из-за его приверженности принципу всемогущества сексуального инстинкта. Против этого догмата говорили как факты психотерапии, так и их теоретическое осмысление.

Вскоре и самому Фрейду пришлось вносить коррективы в свою схему. К этому вынудила жизнь.

Грянула первая мировая война. Среди военных врачей имелись и знакомые с методами психоанализа. Пациенты, которые теперь у них появились, страдали от неврозов, сопряженных не с сексуальными переживаниями, а с травмировавшими их испытаниями военного времени. С этими пациентами сталкивается и Фрейд.

Его прежняя концепция сновидений невротика, возникшая под впечатлением лечения венских буржуа в конце XIX века, оказалась непригодной, чтобы истолковать психические травмы, возникшие в боевых условиях у вчерашних солдат и офицеров.

Фиксация новых пациентов Фрейда на этих травмах, вызванных встречей со смертью, дала ему повод выдвинуть версию об особом влечении, столь же могучем, как сексуальное, и потому провоцирующем болезненную фиксацию на событиях, сопряженных со страхом, вызывающих тревогу и т. п.

Этот особый инстинкт, лежащий, наряду с сексуальным, в фундаменте любых форм поведения, Фрейд обозначил древнегреческим термином Танатос.

Танатос - антипод Эросу - силе, обозначающей, согласно философии Платона, любовь в широком смысле слова, стало быть, не только половую любовь. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя.

Тем самым агрессивность возводилась в ранг извечного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Другие статьи:

«Экзистенциальный архетип: основные моменты»
Психе традиционно начинает групповой бихевиоризм, следовательно тенденция к конформизму связана с менее низким интеллектом. Лидерство косвенно. Сознание интегрирует когнитивный эгоцентризм, в частности, "тюремные психозы", индуц ...

Возможные сценарии преодоления экологического кризиса
Можно представить несколько вариантов преодоления экологического кризиса или уменьшения его опасности.Все улавливать и обезвреживать. Это основное направление современной охраны природы. По существу это борьба со следствиями неблагоприятн ...

Технологические подходы к развитию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Говоря о технологических подходах к развитию социальных эмоций, рассмотрим определение технологии. Технология - совокупность наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций системы, направленных на повышение эффекти ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru