Ценностно-ориентационная совместимость партнёров

Материалы » Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов » Ценностно-ориентационная совместимость партнёров

Страница 1

Когда говорят о совместимости людей друг с другом, то, прежде всего, имеют в виду определённую созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Совместимость предполагает определённое сочетание идеала и реальности. У всех есть идеалы, свои представления о том, каким должен быть супруг, какова должна быть счастливая семья. Эти идеальные представления корректируются последующим жизненным опытом. Реальный супруг, естественно, будет отличаться от того идеала, который сложился ранее у человека. Поэтому умение, способность найти в близком человеке хорошее, идеальное, несмотря на недостатки – выражение совместимости людей.(2)

Этот уровень супружеских отношений позволяет супругам согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Выделение этого аспекта супружеских отношений продиктовано его значимостью для многих супружеских пар в условиях приобщения к духовным, культурным ценностям общества, выходом мотивации личности за пределы семейных потребностей. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и своё место в нём, интересы и мотивы социального поведения. (35)

Совместимость проявляется также в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений. Такое сближение критериев оценочных суждений возникает естественным путём, но не за счёт навязывания своих оценок, вкусов, за счёт подавления, игнорирования других оценок. В формировании совместимости большое значение имеет сходство именно критериев оценок, общность нравственных оснований для каких-либо мнений, а не буквальное совпадение этих суждений.(11)

Внешним объективным показателем совместимости в семье будет служить сам факт сохранения семьи, сохранения истинного, а не вынужденного.

Внутренним субъективным показателем совместимости является ощущение у членов семьи психологического комфорта. Надёжности, защищённости, переживание удовлетворённости от общения друг с другом.

Духовное несоответствие может проявляться в двух видах несоответствия: ценностных ориентаций и способов, средств достижения жизненных целей. Речь идёт о конфликтах в первом случае терминальных (по терминологии Рокича), во втором – о конфликтах инструментальных ценностей партнёров.(36)

В первом случае конфликт супругов выражается в виде несогласия по таким вопросам, как важное и второстепенное в жизни, престижное и непрестижное, хорошее и плохое. Причём несогласие часто проявляется по незначительным поводам: разное отношение к книге, знакомому человеку, фильму и т.д. Несовпадение по содержанию основ, иных ценностей в семьях встречается не так уж часто. Наиболее распространённым является расхождение мнений, оно возникает при оценке ценностей «работа» и «семья», оценки домовитости мужа и жены. Муж, интересы которого сосредоточены в основном на благоустройстве дома, оцениваются положительно, но не всякой женой. Мода и модные вещи, престижность – всё это может вызвать разногласия в тех случаях, когда в семье существуют различные взгляды на эти вещи. Как правило, при несовпадении оценки ценностей, несогласованность между супругами возникает по незначительным поводам, внешне нейтральным к жизни семьи или взаимоотношениям в ней. Обсуждение фильма, книги, оценка поведения знакомых – все эти невинные ситуации вдруг могут выявить серьёзные разногласия в оценке жизненных позиций.(18)

Конфликт инструментальных ценностей выражается в различиях взглядов на способы достижения жизненных целей: честных и нечестных, достойных и недостойных, порядочных и непорядочных и т.п.(36)

Причинами несовместимости часто являются различия в образовании, возрасте, общем культурном уровне партнёров. Как раз особый драматизм духовное несоответствие достигает у супругов с высоким образовательным уровнем, умственным трудом как родом занятий, у работников сферы искусств, у людей широкой эрудиции и культуры. Хотя исследователи отмечают, что различие в образовательном цензе само по себе существенно не влияет на совместимость, а имеет значение уровень общей культуры, уровень развития личности.(36)

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Учебно-воспитательный процесс и развитие воли школьника
В связи с бурным научно-техническим прогрессом школа в настоящий период призвана решать новые сложные задачи, по ряду моментов отличные от прежних. Однако незыблемыми остаются принципы воспитания всесторонне развитой личности. Последоват ...

Страх — так ли это плохо
Страх знаком всем нам. Он «неизбежная составная часть нашей жизни. В новых и новых формах он сопровождает нас от рождения до смерти», — справедливо замечает Фриц Риман1. Как душевный феномен, страх столь же естествен, сколь и явления внеш ...

Лурия Александр Романович (1902-1977)
Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 г. в Казани в семье врача. После окончания гимназии он поступил в Казанский университет на факультет общественных наук. После окончания университета в 1921 г. он занимался экспериментальной ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru