Психологическое изучение мотивации и ее формирование

Материалы » Диагностика и развитие мотивации у учащихся » Психологическое изучение мотивации и ее формирование

Страница 3

4. Психологическое изучение и формирование мотивации учащихся можно проводить как на заданиях с неучебным содержанием (шахматные задачи, головоломки), так и на заданиях с учебным содержанием (математическим, языковым и т. д.). Первые задания хороши тем, что, будучи незнакомыми для детей, они уравнивают всех учащихся, сводят к минимуму роль прошлого опыта. Вторые важны тем, что они позволяют изучать школьников в естественных условиях учебного процесса. Данные, полученные с помощью заданий на искусственном материале, не всегда связаны с жизненными показателями: например, ученик, хорошо выполняющий задание на внимание в лабораторной ситуации зачеркивания некоторой буквы на странице, может не обнаружить столь же высокого уровня внимания в естественной обстановке урока. Особенно эти различия сказываются при изучении интересов учащихся. Поэтому учителю целесообразно использовать экспериментальные модели изучения школьников, созданные на искусственном материале, для того чтобы строить соответствующие ситуации на материале своих учебных предметов.

5. Мотивацию учения можно не только изучать, но и "измерять". Это придает изучению большую объективность, позволяет сопоставлять характер выполнения заданий школьниками на разных этапах обучения. Общий ход рассуждения здесь может быть таков. Если учитель хочет изучить и сопоставить, например, познавательный интерес у нескольких своих учеников, он намечает для себя уровни интереса, условно оценивает их, если это удобнее учителю, некоторым баллом. Например, интерес учащихся к отдельным фактам в учебном предмете - 1 балл, более высокий интерес к обобщениям и закономерностям - 2 балла, интерес не только к знаниям, но и к способам их добывания - 3 балла, интерес к самообразовательной деятельности - 4 балла. После выполнения заданий по интересу уровень последнего оценивается с помощью этих баллов и сопоставляется у разных учеников. Можно создавать игровые ситуации, привлекая самих учащихся к оценке своих интересов. Попытки количественного измерения мотивов, интересов учащихся учителем обязательно должны опираться на качественный анализ.

6. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика с учетом перечисленных выше требований.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом желательно ориентироваться на следующие требования:

1. Главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.

2. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

3. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. Неправильно при прогнозе исходить только из наличного уровня - надо строить прогноз на основе анализа зоны ближайшего развития, обучаемости школьников (двухуровневая диагностика, по Л.С. Выготскому). При этом прогноз должен осуществляться в двух вариантах: при условии, что с ребенком своевременно будет проведена необходимая работа, и при условии, что с ним такой работы проводиться не будет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Общение, как форма межличностного взаимодействия
Общение-это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности [2, 118 c.]. Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реал ...

Устранение противоречий и управление конфликтными ситуациями.
Устранение противоречий и управление конфликтными ситуациями Конфликт — , в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. В напряженных ситуациях не оценивай ...

Маскулинность как проявление гендерных стереотипов в профессиональном спорте
Как уже отмечалось выше, гендерные стереотипы в спорте практически не рассматривались в трудах отечественных социологов и психологов. Поэтому рассмотрим, как тема маскулинности в профессиональном спорте исследовалась в трудах зарубежных, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru