Заключение
Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента - это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Среди свойств темперамента выделяются сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.
В психологической науке представлено несколько видов концепций, описывающих суть темперамента. Теории гуморального направления Гиппократа-Галена связывали темперамент с преобладанием жидкостей в организме. В конституциональных теориях (Э.Кречмер, У.Шелдон) темперамент связывался с морфологическими особенностями организма. В теории высшей нервной деятельности тип темперамента связывался с типом нервной системы, который складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Факторные теории предполагают существование определенной совокупности факторов, которые, образуя относительно устойчивую характеристику индивида, не связаны с интеллектуальными способностями и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта (Л. Тэрстоун, Г.Айзенк).
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности.
В психологической практике для диагностики темперамента применяются разные методики. Тип темперамента позволяют установить опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова используется для диагностики свойств темперамента. темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль. Теппинг-тест Е.П. Ильина направлен на определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям.
В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.
Для сбора данных применялся опросник Г. Айзенка и опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Для проверки гипотезы использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Полученные данные свидетельствуют о существовании положительной связи между холерическим типом темперамента у подростков и такими параметрами, как предметная и социальная эргичность, предметная и социальная пластичность, предметный и социальный темп. Кроме того, было доказано, что существует отрицательная связь между меланхолическим типом темперамента у подростков и предметной и социальной эргичностью.
Другие статьи:
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
Анализ литературы [4;5;9;14;15;16;17;33;36;51;62;70;76;82;83 и др.] показывает, что манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, можно считать игрой. Условия для игры-манипуляции создаются в ...
Профессионально значимые психофизиалогические качества
личности и их профессиональная обусловленность
Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характе ...
Лояльность нового персонала
Эффективность компании – первоочередная задача менеджмента и условие инвестирования в человеческие ресурсы организации. Такие инвестиции ведут к более высокой удовлетворенности персонала организации и как следствие — к улучшению качества ...