Диагностика темперамента у подростков
Психодиагностическое изучение типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной для современной психологии проблемой. Это обусловлено потребностями практики в данных об особенностях психики подростка. Период отрочества характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности.
Все эти факторы могут стать причиной резких перемен в личности подростка. Медлительный ученик начнет продемонстрировать бурные эмоции, а бессменный лидер – склонность к уединению. Подобное поведение может привести к трудностям в общении взрослого (родителя, психолога, педагога) с подростком. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, напротив, замедленность, изоляция не обязательно являются проявлением типа темперамента. Они могут быть обусловлены особенностями ситуации, т.е. возрастной динамикой психофизиологического развития. Поэтому точность наблюдения как источника информации о динамических свойствах нервной системы в подростковом возрасте снижается.
В связи с этим, возрастает роль психодиагностического обследования при определении типа темперамента подростка.
В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.
Целью данной работы является исследование типа и свойств темперамента у подростков.
Достижению данной цели отвечают: следующие задачи
1. Охарактеризовать сущность и свойства темперамента.
2. Проанализировать теоретические модели темперамента.
3. Описать типы темперамента.
4. Изучить методики психологической диагностики темперамента.
5. Подобрать методики, сформировать выборку.
6. Изучить тип и свойства темперамента у подростков
7. Обработать данные, сделать выводы.
Гипотеза: существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.
Методики исследования:
- методики сбора данных:
1) опросник Г.Ю. Айзенка;
2) опросник структуры темперамента В.М. Русалова;
- методики математической обработки данных:
коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
- Психологическая сущность темперамента и его свойства
- Теоретические модели темперамента
- Типы темперамента
- Заключение
Другие статьи:
Влияние межличностных отношений на удовлетворённость
работой в коллективе
Критерий удовлетворенности широко используется в науке как индикатор определения состояния социально-психологического климата. Однако определять СПК только по критерию удовлетворенности представляется сложным, поскольку можно быть удовлет ...
Специфика личностного развития современных мужчин
В рамках феминистского и гендерного анализов проблемы родительства было убедительно показано, что родительство обусловлено не столько биологическими, сколько социокультурными факторами. Так, в подавляющем большинстве традиционных и соврем ...
Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной
компетентности
Термин «социально- психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально- психологического тренинга, по мнению Н.Н.Богомоловой, состоит в овладении социально- психологическими знаниями в области формир ...