Вильгельм Райх
4. Работа, направленная на ликвидацию зажимов на телесном уровне, способна вести к восстановлению способности к оргастической разрядке и исцелению на психическом уровне [22, C.228-278].
В.Райх сделал вывод , что "культурный человек нашей эпохи представляет собой существо с трехслойной структурой. На поверхности он носит искусственную маску самообладания, принудительной, неискренней вежливости и общительности. Под этой маской он скрывает второй слой, фрейдовское "подсознательное", в котором сдерживаются садизм, жадность, сладострастие, зависть, извращения всякого рода и т.д. Этот второй слой является искусственным продуктом культуры, отрицающей сексуальность, и сознательно ощущается в большинстве случаев только как внутренняя пустота и тоска. За ним, в глубине, живут и проявляются естественная общительность и сексуальность, стихийная радость труда, способность любить. Этот третий и последний слой, представляющий собой биологическое ядро структуры человеческого характера, не осознаёт и не вызывает страх. Само его существование противоречит авторитарному воспитанию и господству. Он является в то же время единственной реальной надеждой на то, что человек однажды справиться с общественным убожеством" [22, C.182).
Пробившись к этому глубинному слою, пациенты обретали не только описанные выше качества генитального характера, они также испытывали переживания, которые иногда называют мистическими или "пиковыми", и которые часто появляются в процессе духовного кризиса и при его разрешении.
"Я был словно непосредственно связан с миром. Казалось, будто колебалось всё во мне и вне меня, будто всё привлекательное появлялось медленно, наподобие волн. Я ощущал нечто наподобие защитной оболочки вокруг ребёнка. Просто невероятно, как я теперь чувствую глубину мира" [22, C.247].
Иллюзии восприятия, наблюдаемые при психозах, Райх объяснял наличием рассогласованности между движением потоков биологической энергии и их восприятием. У невротиков движение этих потоков подавлено, у шизофреников, не подавлено, но воспринимается оно отчуждённо, что приводит к возникновению галлюцинаций. Отсюда же проистекают различные мистические видения [21, С.272].
Достижение согласованности между движением энергетических потоков и их восприятием, снятие подавления с их свободного движения, развитие гетитальности и достижение способности к полноценному оргазму ведёт к исцелению человека. С этой целью Райх использовал упражнения направленные на полноту дыхания, физическое воздействие на мышечные зажимы, биологически значимые движения. Благодаря этому человек входил в контакт со своими эмоциями и их физиологическим компонентом – потоками биологической энергии [21, С.252-311].
Однако, основной терапевтический приём, при работе с людьми, переживающими шизофренический раскол, Райх видел в другом.
"Основное правило при работе с шизофрениками – дать больному понять, что его жалобы воспринимаются серьёзно, что его не считают "странным", или "сумасшедшим", или "антиобщественным", или "безнравственным". Если у пациента нет абсолютного доверия к врачу, которое позволяет ему чувствовать, что ему искренне верят и хотят помочь, - ничего не получится" [21, С.253].
Труды Вильгельма Райха дают нам дополнительную плоскость в разрешении связанных с духовным кризисом проблем, а созданные им методы могут показать свою эффективность и при работе с людьми, чьи затруднения вызваны не только сексуальным подавлением. (См. гл. 3)
Другие статьи:
Самооценка подростков
Важнейшей особенностью подростков является постепенный переход от копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. С помощью особой деятельности (самопознания) у подростка и формируются критерии самооцен ...
Диагностика творческих способностей детей
В современных условиях особое значение приобретает создание психодиагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать различные стороны психики ребенка. В самых разных видах творческой деятельности среди важных качеств называют такие ...
Забывание в различных психологических теориях
Память впервые привлекла внимание исследователей, когда психология еще не выделилась в самостоятельную науку. Ею интересовались Аристотель и Платон, Блаженный Августин и Фома Аквинский, Юм и Гартли. В настоящее время пользуются популярнос ...