Вильгельм Райх
Как и многие другие выдающиеся психотерапевты, в последствии основавшие свои школы, Вильгельм Райх начинал свой психотерапевтический труд в русле фрейдовского психоанализа [22, C.13]. По своему духу он в значительной степени сохранил приверженность идеям З.Фрейда, и считал, что его выводы не противоречат исконному психоанализу, но дают ему прочную естественнонаучную основу. Однако ортодоксальные психоаналитики оказались другого мнения [21, С.5].
Райху удалось соединить психоаналитическую технику с терапевтической работой на уровне тела, что привило к созданию нового психотерапевтического метода - телесноориентированной психотерапии.
Рассмотрим основные воззрения В.Райха, обосновывающие телесно ориентированную психотерапию.
1. Живой организм обладает особой биологической энергией. Эта энергия может накапливаться и расходоваться организмом, её движение соответствует вегетативным возбуждениям [22, C289]. Изначальными формами таких возбуждений являются удовольствие и страх [22, C.286]. Удовольствие рассматривается как движение энергии изнутри наружу, а страх, как движение в обратном направлении. Характер регулирования этой энергии индивидом составляет понятие "сексуальной экономики", так как данная энергия – энергия сексуальная [22, C.287].
2. Основным регулятором энергетического баланса является оргастическая разрядка [22, C.287]. Чтобы достичь оргастической разрядки человек должен обладать оргастической потенцией – то есть способностью "без какого- либо торможения предаться потоку биологической энергии, способность к разрядке застоявшегося сексуального возбуждения с помощью непроизвольной телесной конвульсии, вызывающей наслаждение" [22, C.84]. "Непроизвольная биогенетическая конвульсия всего организма и полный спад возбуждения являются важнейшими признаками оргастической потенции. Существуют частичные разрядки напряжения, подобные оргазму. До сих пор их принимали за разрядку как таковую" [22, C.88].
3. Душевные заболевания представляют собой нарушения биоэнергетического бюджета, и проявляющиеся как на душевном, так и на телесном уровне. "В их основе – отклонения от движения биологической энергии, соответствующего законам природы". Психика и тело оказываются неразделимо связанными [22, C.287]. Так, конфликты детства, с одной стороны фиксируются в характере – специфическом способе защиты от вегетативных импульсов и угроз внешнего мира, с другой, на уровне тела, проявляясь в мышечных зажимах [22, C.228-229]. Мышечные зажимы формируют мышечный панцирь, соответствующий панцирю характера, и подразделяющийся на 7 сегментов [21, С.213-218]. Одним из важнейших моментов формирования панцирей является прививаемый воспитанием страх перед удовольствием – то есть сексуальностью и оргазмом [22, C.270-271]. В результате человек утрачивает способность к оргазмической разрядке [22, C.90-93]. В.Райх, в зависимости от способности к переживанию оргазма, выделяет индивидов двух основных типов характера – генитального и невротического. Первые, в отличие от вторых, обладают главенством генитальной зоны над другими эрогенными зонами, способностью к полноте оргазмических переживаний, большой самостоятельностью и независимостью от мнения окружающих, естественностью поведения и сексуального саморегулирования, гибкостью характера и ещё рядом ценных человеческих качеств. Представители невротических характеров отличаются неразвитостью генитальной зоны ,неспособностью к оргазмической разрядке и другими качествами являющими противоположность генитальным [22, C.132-148]. Отсюда мораль - развивайте генитальный характер! Застой сексуального возбуждения и блокировка естественных жизненных движений организма в результате телесных зажимов создают основу различных психических и соматических заболеваний [22, C.90-93, C.274-278].
Другие статьи:
Значение творческих игр для детей дошкольного возраста
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Теоретические представления о сущности детской и ...
Теория привязанности
Первоначально теория привязанности была предложена Джоном Боулби в качестве альтернативы психоаналитической концепции. В рамках психоанализа это раннее поведение ребенка описывается как инстинктивное. Боулби же хотел показать важность вза ...
Выготский Лев Семенович (1896-1934)
Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Еще в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. ...