Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности
На телевидение количество мужских персонажей постоянно превосходят количество женских персонажей в соотношение 3:1 во взрослых телепрограммах, и в соотношении 5:1 – в программах для детей. Женские персонажи выступают главным образом в романтических ролях. Лишь не многие успешно сочетают замужество с профессиональной деятельностью; работающие женские персонажи часто имеют профессии, связанные с низким статусом. [20, с 87-89]
И.В. Грошев отмечает, что коммуникативное поведение женщины редко указывает на ее социальный статус, а интерпретируется, в первую очередь, с учетом сексуального восприятия. Реклама символически воспроизводит стереотипы «женственности» и «мужественности».
А. Юрчак, проанализировал отечественную рекламную продукцию, выделил два основных типа рекламных историй; романтические и семейные. В первых историях мужчина всегда профессионал, занят напряженным дело. Обычно напоминающий борьбу. Благодаря своим знаниям, уму, ловкости и смелости, он выходит из этой борьбы победителем. Женщина не только не принимает в ней участие, но просто отсутствует в тех местах рекламного ролика, где эта борьба происходит. «Настоящая женщина» в это время занята самоукрашением, ведь главным ценителем ее внешности является мужчина. Таким образом, все усилия женщины направлены на то, что бы ее заметили и оценили.
А.В. Петровский привел на страницах газеты «Известия» такой пример: «снимался научно – популярный фильм, посвященный взаимоотношению в семье. Он так и назывался: « . И счастья в личной жизни». Перед съемочной группой стояла задача выявить характер распределения обязанностей в семье. Конечно, можно было задавать напрямую вопросы, но психологи хорошо знают, что ответом на такие вопросы не очень-то можно доверять – нередко желаемое выдается за действительное. Тогда психологи, прибегли к помощи детей дошкольного возраста. В детском саду была предложена «игра». Ребятам дали множество цветных картинок, изображавших предметы домашнего обихода: кастрюли, телевизор, молоток, тарелки, кресло, магнитофон, мясорубка, иголки, газета, пылесос, сумка – «авоська» с продуктами, и просили их отобрать «папины картинки» и «мамины картинки». И сразу все стало ясно. Для папы многие, очень многие дети составляли «джентльменский набор»: телевизор, кресло, тахту и иногда – гвозди и молоток. Мамам оставалось все остальное: кастрюля, тарелки, пылесос, мясорубка, «авоська» и прочее. На экране этот отбор вещей выглядел впечатляюще. Но о каком семейном коллективе можно говорить, если отец после работы подремывает под телевизор с газетой на коленях, а мать отрабатывает свою вторую трудовую смену? Дети наблюдают это и делают выводы …» [17,. с 23-26]
В семейных историях деятельность женщины ограничена семьей. Она лечит, стирает, чистит раковину и газовую плиту, готовит вкусные блюда и с нетерпением ждет мужа. Муж же внутри семейного пространства пользуется трудом женщины, а бойцовские и профессиональные качества проявляет вне дома.
Таким образом, образ женщине подается как зависимый от мужчины, слабый, саморегулирующийся либо в домашних хлопотах, либо в обеспечении своей привлекательности. Мужчина же, как в отечественной, так и зарубежной рекламе, подается как лидер, сильный, агрессивный, подчиняющий себе других ради утверждения своего «Я».
Учитывая это, влияние средств массовой информации, и особенно телевидения, играет большую роль на формирования полоролевой идентификации у дошкольника. Чтение детьми книгу, в которых женщины в большинстве случаев изображаются с предметами домашней утвари, а мужчины – с орудием труда, приводит к усилению поло-типичного поведения в детских играх. По данным М. Кимбалл, у детей, которые смотрят телевизор, проявляется больше установок, соответствующих тендерным нормам, чем у их сверстников, которые не смотрят телевизор. В эксперименте Д. Рабл с коллегами ребенок меньше играл с нейтральной игрушкой после просмотра телевизионного ролика, где с нею играл ребенок противоположного пола.
Исходя из этого, на развитие полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста влияют многие факторы, но основными остаются родители как эталон правильного поведения, сверстники и средства массовой информации.
Другие статьи:
Технологические подходы к развитию социальных эмоций у детей старшего
дошкольного возраста
Говоря о технологических подходах к развитию социальных эмоций, рассмотрим определение технологии. Технология - совокупность наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций системы, направленных на повышение эффекти ...
Мировое признание Фрейда
Идеи, касающиеся роли неосознаваемых влечений, как при неврозах, так и в обыденной жизни, ориентация на глубинную психотерапию стали центром объединения вокруг Фрейда большого сообщества врачей, психиатров, психотерапевтов.
Прошло то вре ...
Психологическое консультирование родителей по вопросам развития детей в возрасте до 1 года
К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. ...