Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Материалы » Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста » Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Страница 3

Полученные в проведенных исследованиях («комплекс оживления» и его влияние на общее развитие ребенка раннего возраста - М. И. Лисиной и ее сотрудниками) данные свидетельствуют о том, что положительная эмоциональная реакция младенца на проявляющегося в поле восприятия взрослого человека не является инстинктивной реакцией (32). Такого рода эмоции формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близким взрослым, который помогает ему удовлетворять все жизненные потребности, устраняет все вредные воздействия, ласкает его, обеспечивает ему комфорт и безопасность.(9)

В.К. Вилюнас как специфические субъективные состояния эмоции – один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии. Переживания влюбленности или утраты любимого человека – переживания, эмоции (9).

Аристотель в своей книге «О душе» большое место занимал раздел «Чувства».

Декарт, Спиноза, в их трудах проблема эмоциональных явлений человека занимает значительное место.

Симонов писал, что эмоция – отражение какой- нибудь актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения.

Рубинштейн писал, эмоция – особая субъективная форма существования и развития потребностей. А.В.Запорожец в 70 –е года подчеркивал важную роль чувства в энергетическом обеспечении деятельности ребенка, в ее структурировании, в образовании новых мотивов и выделении целей

(9). Он считал, что эмоция представляет собой особую форму отражения субъектом действительности, в которой происходит психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.(15)

В.В. Лебединский в своих исследованиях писал, что эмоции в процессе развития ребенка образуют сложную систему эмоциональной регуляции, имеющую многоуровневое строение (11). Эта система быстрее реагирует на любые внешние воздействия среды и внутренние сигналы организма человека.

Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком – либо конкретном переживании. Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связанно с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека вызывает у него положительные эмоции. То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции.(15)

Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Каждой эмоции свойственна характерная мимика. А мышцам лица, как и любым другим, свойственно натренировываться и менять свой объем и рельеф. Таким образом, тот комплекс эмоций, который регулярно переживает человек, со временем формирует определенную "мимическую маску", становящуюся более менее постоянной. И если жизнь человека сильно меняется, и его постоянный комплекс эмоций становится другим, то через несколько месяцев, может год-другой, мы увидим, что его "мимическая маска" и даже форма лица сильно поменялись.(15)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Причины гендерных конфликтов и пути их преодоления
Гендерные конфликты и кризисы гендерной идентичности, как внутриличностные проявления, присущие современным мужчинам и женщинам, являются теми феноменами, которые нередко попадают в поле зрения зарубежных и отечественных психологов и соц ...

Общее понятие тревожность
Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и другие. ...

Исследование волевых свойств личности школьника
Проблема воли школьника интересовала многих советских психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.). Позднее исследованием во ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru