Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Полученные в проведенных исследованиях («комплекс оживления» и его влияние на общее развитие ребенка раннего возраста - М. И. Лисиной и ее сотрудниками) данные свидетельствуют о том, что положительная эмоциональная реакция младенца на проявляющегося в поле восприятия взрослого человека не является инстинктивной реакцией (32). Такого рода эмоции формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близким взрослым, который помогает ему удовлетворять все жизненные потребности, устраняет все вредные воздействия, ласкает его, обеспечивает ему комфорт и безопасность.(9)
В.К. Вилюнас как специфические субъективные состояния эмоции – один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии. Переживания влюбленности или утраты любимого человека – переживания, эмоции (9).
Аристотель в своей книге «О душе» большое место занимал раздел «Чувства».
Декарт, Спиноза, в их трудах проблема эмоциональных явлений человека занимает значительное место.
Симонов писал, что эмоция – отражение какой- нибудь актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения.
Рубинштейн писал, эмоция – особая субъективная форма существования и развития потребностей. А.В.Запорожец в 70 –е года подчеркивал важную роль чувства в энергетическом обеспечении деятельности ребенка, в ее структурировании, в образовании новых мотивов и выделении целей
(9). Он считал, что эмоция представляет собой особую форму отражения субъектом действительности, в которой происходит психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.(15)
В.В. Лебединский в своих исследованиях писал, что эмоции в процессе развития ребенка образуют сложную систему эмоциональной регуляции, имеющую многоуровневое строение (11). Эта система быстрее реагирует на любые внешние воздействия среды и внутренние сигналы организма человека.
Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком – либо конкретном переживании. Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связанно с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека вызывает у него положительные эмоции. То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции.(15)
Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Каждой эмоции свойственна характерная мимика. А мышцам лица, как и любым другим, свойственно натренировываться и менять свой объем и рельеф. Таким образом, тот комплекс эмоций, который регулярно переживает человек, со временем формирует определенную "мимическую маску", становящуюся более менее постоянной. И если жизнь человека сильно меняется, и его постоянный комплекс эмоций становится другим, то через несколько месяцев, может год-другой, мы увидим, что его "мимическая маска" и даже форма лица сильно поменялись.(15)
Другие статьи:
Формы проявления межгрупповых отношений
С точки зрения поведения отдельных групп и развития межгрупповых отношений горизонтальные системы управления, в которых центры принятия решений широко распределены, являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры. Последние ...
«Методологический гомеостаз: основные моменты»
Ретардация абсурдно отталкивает филогенез одинаково по всем направлениям. Роджерс первым ввел в научный обиход понятие «клиент», так как импульс выбирает объект, что отмечают такие крупнейшие ученые как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм. ...
Семейные факторы
При изучении этого аспекта основное внимание уделяется изучению взаимосвязи между эмоциональными расстройствами у взрослых и особенностями их родительской семьи. Исследования в этой области показывают, что многие из исследуемых пациентов ...