Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Материалы » Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста » Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Страница 2

Становление личностного «Я» связано с формированием трех компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого (А.В. Петровский, И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан и др.). (35)

В социально-личностном развитии реализация когнитивного компонента личностного образования предполагает формирование у ребенка представлений о себе, своих способностях, отношениях. Социализация обеспечивает объединение индивида с другими людьми; индивидуализация способствует его выделению по сравнению с другими, создает основание своей неповторимости, субъективности. (35) Эмоционально ценностный компонент отражает отношение ребенка к себе в целом или к людям, является основой для проявления самоуважения, чувства собственного достоинства, самооценки и уровня притязаний. Самоуважение – это вера в собственные силы, возможности, это принятие себя, любви к себе. Самооценка – оценка личности себя в целом и отдельных сторон. Уровень притязаний - уровень трудности целей, которые ставит и решает ребенок.(35) Поведенческий компонент личностного развития «Я» (образ Я) определяет возможности саморегуляции, способность ребенка принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, отвечать за свои слова, поступки, дела. На этом этапе эмоциональная дозировка поведения, выбор адекватных форм поведения, опора на социально-одобряемые нормы и правила поведения.(35) Следовательно, при осуществлении социально-личностного развития и воспитания ребенка необходимо сочетание всех компонентов образования, учет возрастных, индивидуальных и личностных качеств детей (Л.С. Выготсткий, Л.И. Божович, В.Т. Кудрявцев). (35) Рассматривая возрастной подход как основу (условие) для воспитания ребенка с учетом перспектив его развития, проанализируем те основания (особенности), какие составляет сущность эмоционального компонента личностного образования. (35) Самоценность дошкольного возраста находит отражение в личностных проявлениях ребенка, раскрывающих специфику самосознания, действий, поступков, поведенческих реакций. Данные проявления заключаются в познании окружающего социального мира через образное мышление и воображение, повышенную двигательную активность, взаимосвязь эмоциональной и сенсорной сфер (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, В.С. Мухина и др.). (35) Все это находит отражение в детской субкультуре – совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления. Субкультура дошкольника – это особая система традиций, детский фольклор, словотворчество, детские игры, коллекции, законы жизни. В субкультуре также проявляется самобытный способ освоения социального мира и утверждения в нем. (35) Проявление основных признаков субкультуры дошкольника обусловлено открытостью миру, любознательностью, повышенной эмоциональностью в восприятии мира и окружающих людей. По мнению Л.С. Выготского, эмоциональная сфера является базовой основой личности, «центральным звеном» психологической жизни человека, и прежде всего ребенка. (35) В современной психолого-педагогической литературе триадность личностного образования, по праву, стержневым считает эмоциональный компонент, как ценность и результат социально-личностного развития ребенка. Стержнем социально-личностного становления ребенка дошкольного возраста является социально-эмоциональное развитие. Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям, к самому себе. (35) Генетическая связь эмоций и системы практических взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью обнаруживается уже на самых ранних этапах онтогенеза, когда у двух-трех месячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция впервые была изучена и проанализирована Н. Л. Фигурным и М. П. Денисовой, Н. М. Щеловановым и названа «комплексом оживления», а затем исследовалась многими советскими и зарубежными авторами (9) .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Основные механизмы защиты
Основные «патогенные» механизмы защиты, которые здесь опишем, это репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия. Сублимация, которая описана ранее – это успешная защита; она в де ...

Виды творчества
1. Неосознанное творчество. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. При определенных объективных и субъективных условиях, таких как образование, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспо ...

Организация общения с агрессивными подростками
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Задайте себе вопрос: "Что я чувствую?" Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru