Развитие самооценки в дошкольном возрасте
5. Самооценка дошкольника характеризуется:
— целостностью (ребенок не различает себя как субъект деятельности и себя как личность); недостаточной объективностью и обоснованностью; малой рефлексивностью и слабо выраженной дифференциацией;
— наличием завышенного уровня притязаний.
Итак, становление самосознания, без которого невозможно формирование личности,— сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка с взрослыми.
Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий.
Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:
- выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;
- организует деятельность малыша, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;
- представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;
- организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых (М.И. Лисина, Д.Б. Годовикова и др.).
Таким образом, оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициативу малыша. А отрицательные - перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата. Положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу, поскольку ребенок не ощущает ценности первой. Избыток отрицательных оценок при недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженность в отношениях с взрослым. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для формирования оценочных и самооценочных действий дошкольника.
Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Из всего вышесказанного выделим особенности развития самооценки в дошкольном возрасте:
— сохранение общей положительной самооценки;
— возникновение критического отношения к оценке себя взрослым и сверстником;
— складывается осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов; — к концу дошкольного возраста развивается самокритичность; способность мотивировать самооценку.
Другие статьи:
Семейные факторы
При изучении этого аспекта основное внимание уделяется изучению взаимосвязи между эмоциональными расстройствами у взрослых и особенностями их родительской семьи. Исследования в этой области показывают, что многие из исследуемых пациентов ...
Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации
Адаптация – одно из ключевых понятий в научном исследовании человеческой природы. Это естественный и необходимый компонент существования человека в системе "организм – среда", в системе "личность – социум", поскольку и ...
«Ригидность как мышление»
Воспитание абсурдно понимает филосовский психоанализ, к тому же этот вопрос касается чего-то слишком общего. Мышление случайно. Психоз, как бы это ни казалось парадоксальным, аннигилирует интеллект, так, например, Ричард Бендлер для постр ...