Развитие самооценки на разных этапах дошкольного возраста

Материалы » Развитие самооценки на разных этапах дошкольного возраста

В психологии и других науках, имеющих отношение к познанию человека, проблема самооценки, связанная с определением человека как субъекта и как личности, приобретает в настоящее время особую остроту и смысл. Это определяется многими обстоятельствами:

- изменениями самого человека, новым уровнем его мировидения, мироотношения, самопознания, способности решения новых проблем, уровнем отношения к себе;

- изменениями преобразовательного характера, которые произошли в жизнедеятельности общества, изменили технические, социальные, экономические условия развития индивида и поэтому поставили перед ним новые задачи и проблемы, требующие соответствующих усилий его, повышения ответственности в ситуациях усложняющегося выбора действий,

- повышением уровня знаний о человеке, прежде всего психологических, педагогических и др. возникновением в них новых проблемных ситуаций, направлений, которое обуславливает новое поле научных поисков.

Поэтому важной задачей становится определение результатативного потенциала развития – саморазвития индивида и определение условий и путей оптимальной его реализации, самоутверждения, как субъекта деятельности. Оно в современных условиях приобретает принципиально новое значение.

Очевидно, что это требует углубления разработки теоретических позиций, уточнения понятийного аппарата, осмысления взаимосвязей. В этом плане изучение и раскрытие смысла и содержания понятия самооценка, которая выступает в качестве обязательного образующего всех других свойств, способностей связанных с самоосуществлением человека, становится необходимым и значимым в разработке практических задач.

Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Уже на первые сознательные активные действия ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или одобрения. В дальнейшем, совершая какое- либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», «это плохо», «этого делать нельзя». В итоге все действия, поступки дошкольника направляются и организуются взрослыми, которые объективно оценивают их, сравнивают, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать. Более того, психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое действие, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.

В формировании детских оценок и самооценок большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками. Оценочные рассуждения действий детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки. Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт.

Ценность личности измеряется в большой мере тем, что, как и для чего он умеет делать. Правильное осознание своих умений, действий является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение как фактор формирования лучших качеств личности.

Обратившись к научной литературе, мы установили, что в психолого-педагогической литературе проблемы самооценки и ее развития у детей дошкольного возраста разработаны недостаточно. Поэтому темой нашего исследования было выбрано «Развитие самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства».

Вопросами касающихся природы, механизмов становления и развития самооценки занимались У. Джемс, Р. Бернс, И.С. Кон, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.

В нашем исследовании объектом исследования является – самооценка дошкольника.

Предметом – развитие самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Другие статьи:

Невротическое развитие личности
Невротические расстройства, как и многие иные, не являются статичными психическими образованиями. Значимыми для специалистов являются их динамические особенности: специфика появления и становления невротических симптомов, видоизменение в ...

Дифференциальная психофизиология профессионала: гендерный аспект
Лица мужского и женского пола предъявляют к профессиональной деятельности в значительной степени разные требования, видят в ней источник удовлетворения разных потребностей. По данным Л.А.Головей, от 9-го к 11-му классу у юношей существенн ...

Психологические особенности интернет-зависимой личности
По данным мониторинга аудитории интернета в России в 2000 году аудитория интернета от 18 лет и старше составляла 6,6 млн. человек, в 2009 году, взрослая аудитория интернета возросла до 22%, то есть составила примерно 25 миллионов человек. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru