Заключение
Итак, НЛП – это прежде всего методология и технология человеческой коммуникации и её изменения. НЛП основывается на изучении структуры субъективного опыта, не уделяя особого внимания содержанию этого опыта в смысловом и ценностном аспектах. По сути, НЛП представляет собой набор инструментов. Это – стратегия ускоренного обучения и эффективного общения.
Основываясь на традициях американской школы психологии и психотерапии (работы Эриксона, Сатир, Перлса, Бейтсона и в теоретической части – Рассела), НЛП разработало широкий спектр методов. Эти методы призваны улучшить деятельность человека путём оптимизации его стратегий. Поскольку методы НЛП основаны на конкретных и неоспоримых научных результатах, они достигают определённого эффекта.
Поскольку это направление в психологии и психотерапии относительно новое и находится в периоде бурного роста и распространения на другие страны, в том числе и на Россию, о чём свидетельствует резко увеличившийся поток публикаций, посвящённых НЛП, рано делать какие-либо выводы относительно значения этой школы как для науки, так и для практики.
В заключение приведём наиболее полный вариант предпосылок НЛП, который предлагает Р. Коннор[15]:
1. Каждый человек живёт в собственной, уникальной модели мира, и эти модели неизбежно отличаются от самого мира.
2. В любой ситуации каждый человек делает лучший выбор из всех, какие он может себе представить в данный момент.
3. Внутренние ресурсы каждого человека доставляют ему потенциал решения его проблем.
4. Есть различие между человеком и его поведением.
5. За каждым поведением есть некоторое позитивное намерение.
6. Смысл коммуникации заключается в вызванной ею реакции, а не в том, что предполагалось сообщить.
7. В человеческих взаимодействиях наибольшее влияние на результат имеет тот, кто проявляет наибольшую гибкость и разнообразие в поведении.
8. Память и воображение используют одни и те же нервные цепи и потенциально имеют одно и то же действие.
9. Знание, мышление, память и воображение возникают из последовательностей и сочетаний систем представления.
10. Психика и тело – это части одной и той же системы. Поэтому существует параллелизм и взаимосвязь между нашими внутренними нервными процессами и нашим внешним наблюдаемым поведением.
11. Метод проб и ошибок составляет часть процесса обучения. Если вы не получили желаемых результатов, это не значит, что вы потерпели неудачу; это значит, что вы получили обратную связь.
12. Если то, что вы делаете, не действует, сделайте что-нибудь другое.
13. Язык – это отражение реальности, вторичное представление опыта.
14. Невербальный язык – наиболее объективный источник информации.
С. В. Ковалёв формулирует следующие «заповеди» НЛП:
– я тот, кто контролирует свой мозг и свои результаты;
– если это возможно в мире, это возможно и для меня;
– проблема – это неверно сформулированное решение;
– каждая ситуация содержит множество выборов. Поэтому если что-то не работает, надо просто сделать что-то другое;
– или я верю, что могу, или ничего не могу;
– Всё, что можно детально представить, осуществимо;
– я могу всё то, что я действительно хочу.
Одна из трудностей при переносе НЛП на почву другого языка состоит в том, что весь разработанный для английского языка лингвистический материал НЛП требуется конгруэнтно перевести в структуры другого языка. Языки же, как известно, весьма отличаются друг от друга именно по своей структуре. Тем не менее, этот процесс адаптации, как можно заметить из последних публикаций, в России успешно осуществляется.
[1] О’Коннор, Сеймор Д. Введение в нейро-лингвистическое программирование. Челябинск. 1997. с. 13.
[2] Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб. 2000. с. 1024
[3] Андреас С., Фолкнер Ч. и др. НЛП. Новые технологии успеха. М. 2001. с. 29.
[4] Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. Челябинск. 2001. с. 4.
[5] Дилтс Р. Нейро-лингвистическое программирование.– В кн.: Технологии программирования судьбы (Теория и практика НЛП): Хрестоматия/Сост. К. В. Сельченок. Минск. Харвест; М. АСТ. 2001. с. 8–21.
[6] О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск. 1997. С. 67–68.
[7] Путеводитель по НЛП./Сост. В. В. Морозов. Челябинск. 2001. с. 210–211.
[8] Гриндер Д., Бендлер Р. Сенсорный опыт.– В кн.: Технологии программирования судьбы (Теория и практика НЛП): Хрестоматия/Сост. К. В. Сельченок. Минск. Харвест; М. АСТ. 2001. с. 188–252.
[9] О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск. 1997. с. 38.
[10] Ковалёв С. В. Основы нейролингвистического программирования. М. 1999. с. 18–19.
[11] О’Коннор Дж. Сеймор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование Челябинск. 1997. с. 57–58.
[12] Гиллиген С. Терапевтические трансы: Руководство по эриксоновской терапии. М. 1997. с. 270.
Другие статьи:
Психофизиологические исследования детей с ОНР
Наиболее полная характеристика нейро-психофизиологических особенностей детей, имеющих нарушения речи дана в работах сотрудников Института коррекционной педагогики РАО (1997), методологической основой которых служила концепция А.Р.Лурия (1 ...
Изучение проблемы мотивационной сферы человека в науке
Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследо ...
Интернет – зависимость и симптомы этой болезни.
Так что же, можно заболеть Интернетом? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости.Вопрос о том, что работа ...