Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности

Материалы » Использование тренинга в обучении студентов-психологов коммуникативной компетентности » Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности

Страница 1

Термин «социально- психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально- психологического тренинга, по мнению Н.Н.Богомоловой, состоит в овладении социально- психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных активных действий. [31]

Группы социально- психологического тренинга реализуют потребность человека в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Именно здесь, по Рудестаму К., «человек чувствует себя принятым и понимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим». Особую ценность представляет помощь и поддержка людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В таких поддерживающих и контролируемых условиях облегчается самораскрытие и самоисследование личности, на фоне которых только и возможно успешное обучение.

Специфическими чертами социально-психологического тренинга являются:

- соблюдение ряда принципов групповой работы,

- нацеленность на психологическую помощь участников группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего, сколько от самих участников группы,

- наличие более или менее постоянной группы,

- определенная пространственная организация (чаще всего работа в удобном, изолированном помещении, участники большую часть времени проводят в кругу),

- акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и активизируются в ситуации «здесь и теперь»,

- применение активных методов групповой работы,

- объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия,

- атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности. [21]

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, различающихся между собой по целому ряду признаков. Одной из таких форм является тренинг развития компетентности в общении (коммуникативной компетентности, коммуникативных умений).

Основы тренинга коммуникативной компетентности подробно рассмотрены в работах Андреевой Г.А., Богомоловой Н.Н., Емельянова Ю.Н., Петровской Л.А., Хараша А.И. и др. Авторы отмечают, что в социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Тренинг коммуникативной компетентности заключается в выработке социально- психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний.

- умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;

- умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;

- умение психологически точно определить «точку» завершения общения;

- умение максимально использовать социально- психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;

- умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

- умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;

- умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению, умение овладеть и удержать инициативу в общении;

- умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;

- умение формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении. [5]

В тренинг коммуникативной компетентности могут быть включено упражнения целью которых является: снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, формирование мускульной свободы в процессе общения, овладение навыками психофизиологической саморегуляции, развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д. Рассмотрим их более подробно.

Упражнения на формирование навыков привлечения внимания партнера признаны способствовать овладению такими способами привлечения удержания внимания, как:

- организация в общении эффекта неожиданности, т.е. использование в общении или неизвестной ранее информации, или привлечение неожиданностью способа взаимодействия;

- организация «коммуникативной провокации», т.е. на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения;

- гиперболизация как способ заострения внимания партнера по общению;

- коммуникативное усиление ценностных аргументаций, которые доминируют у партнера по общению;

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Понятие и основные характеристики развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и кл ...

Коммуникативная компетентность психолога, как основополагающая характеристика профессиональной деятельности
В профессиях социономического типа профессиональная особенно важен высокий уровень коммуникативной компетентности, т. к. коммуникация выступает одним из главных средств профессиональной деятельности, без которого не могут быть решены ее з ...

Предмет психологии в понимании П.Я. Гальперина
Случилось так, что П.Я. Гальперин наиболее широкую известность получил как автор теории усвоения. Между тем главные проблемы, которые заботили его на протяжении всей жизни, это проблемы предмета и метода психологической науки. Его взгляды ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru