Коммуникативная компетентность психолога, как основополагающая характеристика профессиональной деятельности
1. Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же как они, воспринимать поступки с их же позиций.
2. Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь эти поступки, готовность поддерживать других.
3. Аутентичность - умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.
4. Конкретность - отказ от общих рассуждений и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.
5. Инициативность - склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
6. Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.
7. Открытость: готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность.
8. Принятие чувства: отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.
9. Конфронтация: умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным сознанием своей ответственности, в случае несходства мнений - готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений .
10. Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глубокого самопознания. [6]
Таким образом, среди условий и факторов коммуникативной компетентности психолога можно выделить несколько ведущих:
- комплекс знаний в области психологии личности;
- умение и навыки общения;
- способность адекватно и полно воспринимать себя и других людей, знание психологических закономерностей, индивидуально- психологических и социально- психологических особенностей клиента.
И так, коммуникативная компетентность имеет большое значение в профессиональной деятельности представителей социономических профессий, в том числе в профессии психолога, и рассматривается как основная ее составляющая. Потому важно именно в период обучения в ВУЗе, наряду с изучением основных дисциплин, в период профессиональной подготовки развивать коммуникативную компетентность студентов.
Другие статьи:
Взаимосвязь ценностей как фактор адаптации сотрудника
Ценностные ориентации являются одним из базовых образований личности, которые задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки своего и чужого поведения. Именно на основе системы персональных ценностей человек ст ...
Виктимность или психология потерпевшего
Психология потерпевшего изучает факторы формирования его индивидуально-психологических качеств, поведения при совершении преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, к ...
Влияние нервной системы на темперамент человека
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой ...