Заключение
Подростковый возраст – это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей тендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина – нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.
Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на данное психическое явление. Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками. Исходя из этого, поставлена цель данного исследования: выявить гендерные различия проявления агрессивности у детей подросткового возраста
Исследование проводилось в несколько этапов:
– организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
– исследовательский этап – исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков;
– аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов математического анализа, подбор психолого–педагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.
В нем приняло участие 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 9 классов.
Была выдвинута следующая гипотеза: агрессивность подростков имеет гендерные различия.
Для диагностики была использована методика состояния агрессивности Баса-Дарки.
Анализ полученных данных проводился с помощью методов математического анализа.
Сравнение полученных данных показало:
– наиболее выраженной оказалась такая форма проявления агрессии как негативизм (мальчики – 44 %, девочки – 42 %).
– уровень физической агрессии у девушек(24 %) в среднем ниже, чем у юношей(42 %).
Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5–процентном уровне значимости имеют место различия по признакам физической агрессии и раздражению, т.е. физическая агрессия и раздражение больше развиты у мальчиков. Различия по таким признакам, как подозрительность, значимо менее чем на 10–процентном уровне значимости (12 %), что позволяет говорить о тенденции к преобладанию подозрительности у девочек.
Сопоставление показателей выраженности таких типов реакций, как косвенная агрессия, негативизм, обида и чувство вины, не показало статистически достоверных различий в группах мальчиков и девочек. Следует отметить, что в обеих группах получены высокие показатели по негативизму и вербальной агрессии, а также по чувству вины. Такие формы протестного поведения очень типичны для подростков
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась – агрессивность подростков имеет гендерные различия.
На основании проведенного исследования сформулированы следубщие рекомендации по коррекции подростковой агрессивности:
– Работа педагога–психолога с подростками является одной из основных форм коррекции протестного поведения, поскольку позволяет выявить причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство доверия и применять элементы рациональной терапии, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств.
– Групповая работа с агрессивными подростками должна быть ориентирована на восстановление психической целостности личности посредством нормализации ее межличностных отношений в группе, в семье, в общении с педагогами.
Другие статьи:
Способы самоактуализации
Анализируя концепцию самоактуализации К Роджерса Мадди С. отмечает , что для понимания максимально возможной самореализации очень важно осознать, что в то время, как врожденные потенциальные возможности генетически детерминированы, Я-конц ...
Источники самооценки и механизмы ее формирования
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Новорожденные и младенцы не имеют четких ...
Пассивность
Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребёнка, считают, что просто «тихоня», отличающийся хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так.
Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятн ...