Родительство и отцовство как социальные институты

Материалы » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Родительство и отцовство как социальные институты

Страница 2

Сейчас, ввиду того, что количество разводов увеличилось, появился термин «ответственное отцовство». «Ответственный» значит «обязанный». Этот термин, как считает З.Х. Саралиева, содержит нравственное значение, потому что предполагает наличие отцов, попадающих под определение «безответственные». Считается, что мужчина, чье поведение является ответственным по отношению к ребенку, поступает следующим образом:

- он не заведет ребенка, пока не подготовится к этому морально и материально;

- он официально оформляет свое отцовство в случае рождения ребенка;

- он разделяет с матерью ребенка материальные затраты по содержанию младенца, начиная с момента беременности матери;

- он активно разделяет с матерью ребенка все заботы по эмоциональной и физической заботе о ребенке с момента рождения. (Саралиева З.Х.,2000).

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, справедливо констатировать наличие среди имеющихся точек зрения двух противоположных мнений. Согласно одному из них, отец необходим лишь для зачатия ребенка и в воспитании детей не оказывает никакого влияния на их развитие. С позиций второго подхода отец рассматривается как человек, наделенный всеми необходимыми качествами, которые в сочетании с женскими качествами дают крепкую основу для полноценного развития ребенка.

Необходимо отметить, что в современном обществе институт отцовства претерпевает существенные изменения. Например в ФРГ, государство, частично взяв на себя функции семьи, в том числе и функцию отца как лица, обеспечивающего благосостояние семьи, отбирает его у самих индивидуумов, членов семьи. Институт отцовства теряет свой сугубо экономический смысл (Гурко Т.А., 2000). Так, функции отца по материальному обеспечению и защите берут на себя уже различные государственные учреждения. В не зарегистрированных браках детям дается фамилия матери, а фундаментальная функция продолжения рода может быть передана некой организации, например, центру планирования семьи. Но, на наш взгляд, в противоречиях между государством и институтом родительства есть свои плюсы, так как происходит освоение новых функций и появляется новый тип отца, который много времени уделяет воспитанию детей. В результате происходит изменение самой задачи воспитания. Родители стараются развить в детях независимость и способность к достижению цели, сделать их конкурентоспособными, что обеспечит их будущее. Скорее всего, отец не теряет свои функции, которые на самом деле лишь усложняются ввиду происходящих изменений в обществе, а приобретает все новые функции. Это подтверждает и И.Г. Остроух, который говорит об освоении мужчинами новых функций, которые прежде входили в круг обязанностей матери. По его словам, современные отцы могут обладать четырьмя главными качествами: любить, понимать, помогать, давать необходимую для развития свободу.

Таким образом, как показывает анализ публикаций, материнство и отцовство рассматриваются сегодня как равные и желанные обязанности, мужчины более сознательно подходят к выполнению многогранной роли отца. Все больше авторов ставят под сомнение традиционное распределение ролей.

Так, давно доказано, что с самого рождения ребенку необходим отец, который является неким образцом для создания, в частности, у мальчиков, мужской идентичности (Кон И.С.,2003). Отношения мужчина-ребенок у различных народов, в разных культурах очень разнообразны: от тесной дружбы и постоянного ухода отца за сыном до полного отсутствия каких-либо контактов между ними.

Например, у народа Манус (Новая Гвинея), начиная с годовалого возраста отец берёт на себя практически всю заботу о ребёнке: уход, питание, воспитание. Отношения между мужем и женой почти враждебные, поэтому большой победой считается день, когда мать перестаёт кормить ребёнка грудью и отец отнимает его. Он забирает как сына, так и дочь, которую обычно передаёт на воспитание своей сестре. С сыном занимается исключительно сам: гладит ребёнка, дует на него, щекочет и играет с ним. По ночам они спят вместе, а днём посещают мужской клуб, куда женщинам заходить запрещается, но где может находиться любимая маленькая дочка (Кочубей Б.И.,1990).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Установка эмоционального контакта
Первый шаг в работе с аутичным ребенком – установлении с ним эмоционального контакта. Как известно, всякий младенец начинает свое индивидуальное развитие, осмысление происходящего вокруг в тесном эмоциональном единстве с мамой. Она поддер ...

Понятие профессионально важных качеств (ПВК) в психологии
Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические к ...

Значение творческих игр для детей дошкольного возраста
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Теоретические представления о сущности детской и ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru