Виды психических травм
В литературе можно встретить различные классификации психических травм. Представим здесь некоторые из них, предложенные разными авторами.
Классификация Г.К. Ушакова, Б.А. Воскресенского [6]
По мнению этих авторов, психические травмы по интенсивности делятся на:
1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:
а) сверхактуальные для личности, б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума);
2) ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения);
3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия — кумир семьи):
а) осознаваемые и преодолимые,
б) неосознаваемые и непреодолимые;
4) пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие):
а) вызываемые самим содержанием ситуации,
б) вызываемые чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объективных возможностей для достижения в обычном ритме деятельности.
Классификация В.Н. Мясищева [8]
Мясищев делит психические травмы на объективно-значимые и условно-патогенные, подчеркивая тем самым семантическую роль события. Под объективно-значимыми понимаются жизненные события (психические травмы), значимость которых можно считать высокой для подавляющего большинства людей — смерть близкого, развод, увольнение и пр. Условно-патогенными называют события, которые становятся психическими травмами, вызывающими переживания в силу особенностей иерархии ценностей человека (к примеру, потеря марки из коллекции филателиста).
Классификация В.В. Ковалева [3]
Ковалёв выделил среди психотравмирующих факторов:
1) шоковые психические травмы (нападение животного, появление чужого, удар грома);
2) психотравмирующие ситуации относительно кратковременные, но психологически очень значимые для ребенка (утрата или болезнь одного из родителей, ссора со сверстниками и т.п.);
3) хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ориентации ребенка (семейные конфликты, противоречивое и деспотическое воспитание, неуспеваемость и т.п.);
4) факторы эмоциональной депривации (недостаток ухода, заботы, ласки и т.п.).
Классификация Н.Д. Лакосиной, Г.К. Ушакова [4]
Все психические травмы, вызывающие психогенное заболевание, можно разделить на три группы:
1) психические травмы, называемые условно «эмоциональное лишение». При этом человек лишается объекта привязанности или оказывается вне ситуации, вызывающей положительную эмоциональную реакцию (например, вдали от Родины),
2) всевозможные конфликты и
3) психические травмы, представляющие угрозу для жизни (землетрясение, наводнения, крушения и др.).
Мы будем придерживаться классификации, приведённой Г.К. Ушаковым и Б.А. Воскресенским.
Другие статьи:
Физиологические потребности
Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. «Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для челове ...
Влияние темперамента на организацию творчества
Термин «творчество» указывает и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры.
Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, ...
Понятие «темперамента», его типы, теории темперамента
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален.
В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений ...