Гендерные особенности психических процессов младших школьников
Интересные закономерности обнаруживаются при анализе исследований социальной я-концепции и самооценки.
В целом можно говорить о превосходстве женского пола по социальной я-концепции — начиная с 10 лет (в периоды новорожденности и младенчества особого преимущества девочек по реакциям на социальные стимулы нет). Девочки больше мальчиков ценят свои социальные качества — свою сенситивность и межличностную гармонию. Однако по другим данным в отдельные периоды мальчики им не уступают в этом плане. При этом данные различия по-разному проявляются в младшем школьном возрасте, у подростков и взрослых.[4]
По-видимому, с началом школьного обучения у ребенка идет активное развитие и осознание своих социальных качеств — ориентации на группу и групповую деятельность, стремления к межличностному общению, коммуникативных черт, а ориентиром для самооценки в этом возрасте служит оценка учителей. Неудивительно, что в этот период самооценка социальности и ее оценка учителями совпадают (и у мальчиков и у девочек). Начало полового созревания, по-видимому, означает для детей приобщение к взрослому миру, и не случайно, что в подростковом периоде самооценка возрастает. При этом, поскольку девочки созревают раньше, то, естественно, раньше обнаруживается и их преимущество в этом плане (в 11-12 лет), у мальчиков же такое преимущество возникает позже (в 13 лет). В 16 лет половых различий по самооценке не отмечено, а начиная с 17 и вплоть до 45 лет девушки и девочек оценивают свою социальную ориентацию, межличностные отношения и социальный опыт выше, чем юноши и мальчики.[21]]
Мужчины считают себя уверенными, хотя и не являются таковыми. Таким образом, мальчики пытаются компенсировать свою низкую самооценку представлением о себе как об уверенном человеке. Эти данные ярко демонстрируют, что причина различий между полами по самооценке — желание соответствовать существующим в обществе гендерным стереотипам, которые предписывают женщинам и мужчинам определенное поведение (здесь — традиционное: мальчики — уверенные, девочки — неуверенные в себе люди), которое может и не соответствовать их истинным устремлениям и потенциальным возможностям.[21]
Рассмотрим еще один аспект исследований самооценки — ее устойчивость. Этот показатель также важен для понимания различий между полами. Какие же различия здесь обнаружены?
Самооценка и представление о себе может меняться, особенно под влиянием других людей. В целом обнаруживается, что самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин, чем у девочек и женщин. Можно выделить 4 фактора, влияющих на половые различия по устойчивости самооценки: 1) степень открытости во взаимоотношениях; 2) реакция на обратную связь; 3) стресс, связанный с отношениями с близкими людьми; 4) защитные механизмы (компенсаторное поведение; стратегии самопрезентации и самоусиления). [4]
Открытость. Мальчики не раскрывают своих личных мыслей и чувств родителям и сверстникам так легко, как это делают девочки (данные Ривенбака). Откуда такая открытость у девочек и закрытость у мальчиков? Открытость, вообще говоря, может обернуться и выгодами, и проигрышами (если тот, кому доверились, не оправдал надежд). Точно так же и закрытость имеет свои плюсы и минусы. Если никому не раскрываться, рискуешь остаться без друзей и близких. Мальчики и девочки осваивают социальный мир — сначала детский, а затем взрослый. Возможно, девочки, созревая раньше мальчиков и в личностном отношении, больше ориентируются на мир взрослых и поэтому больше им доверяют. Но самым правдоподобным объяснением, пожалуй, является связь с освоением гендерных ролей. Возможно, и взрослые женщины охотнее рассказывают о себе, своих мыслях и чувствах другим людям, чем мужчины, при этом и девочки и мальчики подражают взрослым представителям своего пола. Однако такое предположение нуждается в экспериментальной проверке.[5]
Реакция на обратную связь. Молодые мужчины не реагируют на негативную обратную связь (когда им сообщают, что их социальная сенситивность недостаточно развита), но реагируют на позитивную (в этом случае их сенситивность подобного рода увеличивается). Женщины в этом плане более чувствительны и уязвимы — они реагируют и на позитивную, и на негативную обратную связь. Здесь мы снова наблюдаем, что и та и другая позиции имеют свои плюсы и минусы. Нечувствительность дает более мощную защиту от обид и неудач, но зато может приводить к проблемам во взаимоотношениях (например, из-за ошибок восприятия). Зато высокая сенситивность к мнениям других людей (которая позволяет быстро повышать коммуникативную компетентность) может причинять страдания ее обладателю.[4]
Другие статьи:
Основные факторы и показатели, способствующие формированию психологического
климата
Внешнегрупповые факторы
психологического климата представляют собой условия, отражающие влияние общества на деятельность коллектива, а именно: форма собственности, в режиме которой работает коллектив; экономико-правовая база развития кол ...
Психология и социология
Социология и психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. В определенном смысле союз этих наук напоминает союз психологии и истории (в ...
Типология кризисов личности
В отечественной психологии глубоко исследованы кризисы детства. Обычно выделяют кризис первого года жизни, кризис 3 лет, кризис 6 — 7 лет и подростковый кризис 10— 12 лет (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, Д.Б.Эльконин и др.). Фо ...