Факторы риска выгорания в профессиях сферы услуг

Страница 1

К основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят личностный, ролевой и организационный.

Ролевые факторы риска выгорания включают:

· ролевой конфликт;

· ролевую неопределенность;

· неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);

· низкий социальный статус;

· ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность

· отверженность в значимой (референтной) группе;

· негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности [9].

Среди организационных факторов В.И. Ковальчук отмечает следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений; вкладывание в работу больших личностных ресурсов и недостаток признания и положительной оценки; физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; напряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др. [17].

Все три фактора можно наблюдать в любом виде профессиональной деятельности, каждый из которых имеет свои особенности, которые так или иначе коррелируют с синдромом эмоционального выгорания работников.

Поиски ответа на вопрос о влиянии различных факторов на формирование выгорания привели к подходу С. Maslach и М. Leiter, которые предположили, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Ими предлагается шесть сфер несоответствия:

1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям.

2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля. Результат такой активности – возникновение чувства бесполезности и отсутствие ответственности за свою деятельность и как следствие – профессиональное выгорание

3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.

4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают.

5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе.

6. Несоответствие между этическими принципами, принципами личности и требованиями работы. Примером может служить ситуация, когда человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности и т.п. [53].

Многие авторы обращают внимание на формирование выгорания в профессиях конкретного типа, в данном случае, например, Т.В. Форманюк считает, что активное трудовое поведение является одной из форм самореализации, точнее говоря, поиском самореализации в сфере профессиональной деятельности работников сферы «человек-человек» с их высокими идеалами служения людям, с высокими (и часто завышенными) требованиями, которые предъявляются по отношению к представителям данных профессий и результатам их деятельности со стороны общества и часто принимаются ими, задавая высокие критерии «субъектного вклада индивидов в профессиональное занятие» [48].

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Признаки аддикции от азартных игр
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд при­знаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся следующие: 1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, про­водимого в игре. 2. ...

Уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Отношения в семье
Каждая семья - это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан ему судьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное - неред ...

Факторы, влияющие на изменение оценок
Изучение оценочной функции психики является одним из перспективных направлений общей психологии. Процесс оценивания сопровождает нас во всех видах деятельности, которую мы совершаем. При этом кроме оценок, участвующих в регуляции жизнедея ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru