Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе

Материалы » Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе

Страница 2

Современная молодежь находится в сложных условиях реальной ситуации быстрого изменения стиля жизни, идеологии, системы ценностей. И, как правило, потребность молодых людей в благоприятном доверительном общении со сверстниками (которое является необходимым условиям психического и личностного развития) не получает своего удовлетворения.

Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает серьезное влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования. Более того, подростки бывают не только равнодушны, но и жестоки по отношению к тем, кто им не нравится.

Подростки достаточно сильно различаются по степени своей «включенности» в группу. Одни основное внимание уделяют внешнему виду и одежде: быть одетым, как все, выглядеть, как все, для подростка едва ли не более важно, чем, условно говоря, думать и делать, как все. Для других – это увлечения, мода, разделяемые группой. Третьи растворяются в группе полностью, без нее их как бы не существует.

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности, а в наиболее крайних формах – случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников.

Исследование основных трудностей общения у старшеклассников выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных умений. Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные индивидуально-психологические особенности личности подростка, блокирующими успешное межличностное взаимодействие.

Страстно желая общения, подростки часто боятся открыться другим из-за опасения быть отвергнутыми, прячутся за формальными ролями, избегая подлинной близости и взаимодействия.

Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, агрессивности, связанной с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях, а также – к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.

Оказывается, что положение, которое человек занимает в группе (то есть статус), очень сильно влияет на его личностные особенности и поведение. Я.Л. Коломинский делает вывод о том, что часто популярность в группе старшеклассников зависит от того, насколько тот или иной участник группы соответствует ее ценностным ориентациям. Часто объектом внимания исследователей становятся лидер класса и аутсайдер. Обычно в исследованиях изучаются причины высокого или низкого положения ученика в классе, а также последствия отвержения некоторых низкостатусных учащихся.

Зарубежными психологами была разработана социометрическая методика, в которой используется терминологическая система, описывающая уровни статуса. В соответствии с количеством полученных выборов испытуемых относят к категории «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых», «отверженных». Все перечисленные термины касаются лишь крайних случаев: слишком много, слишком мало или полное отсутствие выборов. Вне поля зрения экспериментатора неизбежно оказываются те индивидуумы, которые занимают среднее место с точки зрения распределения полученных выборов.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Феномен конструктивной деятельности младших школьников с задержками психического и речевого развития
В специальной литературе нет общепринятого определения конструктивной деятельности (КД), разные авторы трактуют этот термин по - разному. Что касается КД детей с задержками психического и речевого развития, то данной информации в доступно ...

"Методологический стимул: методология и особенности"
После того как тема сформулирована, эгоцентризм просветляет гендерный контраст, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше воспитание просветляет позитивистс ...

Определение психической травмы
В литературе существуют различные определения психической травмы. Менделевич В.Д. [7] дает следующее определение: психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глу ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru