Виктимность или психология потерпевшего
более 65% жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, 50% из них употребляли спиртные напитки вместе с преступником перед совершением преступления;
каждый восьмой потерпевший не работал;
10% потерпевших вели паразитический образ жизни;
в 40% случаев поведение потерпевших перед преступлением было аморальным или противоправным, в том числе, и провокационным (Ю.В. Чуфаровский).
Подобные характеристики и особенности поведения потерпевшего содействуют увеличению риска совершения в отношении их тяжелых противоправных действий.
Американские криминалисты, опираясь на данные опросов и статистики, уверенно утверждают, что в связи с профилактической работой, которая была проведена с населением (фильмы, лекции в учебных заведениях), показатель виктимизации (количество жертв преступлений на тысячу взрослых жителей) значительно снизился в 1999 году по сравнению с 1993 годом: процент жертв насилия упал на 34% (с 50 до 33 случаев на тысячу человек), количество преступлений на сексуальной почве уменьшилось на 32%, грабежей - на 40%, нападений при отягчающих обстоятельствах - на 44%, краж личного имущества - на 61%. Данные NCVS за 2000 год говорят о том, что чаще всего существуют отношения между жертвой и преступником: 54% от общего числа жертв тяжелых преступлений знали преступников, около 1 млн. преступлений были совершены мужчинами или партнерами по семейной жизни (подобные преступления получили название "насилие в отношении близких партнеров", причем, такие преступления происходят чаще всего против женщин - 85% от общего числа).
Важным регулятором поведения потерпевшего является уровень развития самооценки, уровня притязаний
и тревожности
. Детальное изучение проблемы тревожности в связи с виктимностью показало, что данная психологическая характеристика является одним из основных показателей жертв преступлений.
Тревожность
стоит рассматривать как эмоционально-личностное образование, что, как и всякое сложное психологическое образование, имеет разнообразные детерминанты и аспекты, и является ярким субъективным представлением неблагополучия развивающейся личности.
Основные теоретические подходы по исследованию и определению уровня тревожности пометили З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, К. Ясперс, Дж. Тейлор, Х. Хеккаузен, И.Г. Сарасон, Ф.Б. Березин, Ю.Л. Ханин и другие. Следует отметить, что одни ученые считают фактором развития тревожности неблагоприятную микросоциальную среду, другие - внутриличностные проблемы.
Тревожность
(как психологический показатель
) является субъективным проявлением неблагополучия личности. Уровень тревожности может быть повышен при тяжелых нервных, психосоматических заболеваниях, а также у здоровых людей, которые пережили стрессовую ситуацию. В некоторых случаях тревожность может быть показателем негативной Я-концепции, или неблагоприятного экологического фона (А.И. Прихожан).
Известный исследователь тревожности Ч. Спилбергер считает, что тревожность - это сложный психобиологический феномен и предлагает рассматривать тревогу как состояние, а тревожность как свойство личности. Тревога, с точки зрения автора, есть реакция на опасность, которая угрожает индивиду. Функционально тревожность не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и подталкивает его к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой на определение угрожающего предмета. Тревожность проявляется как чувство неуверенности в себе, в бессилии перед внешними факторами, преувеличении их силы и угрожающего характера.
Понимание отечественными авторами (А.И. Прихожан, Л.О. Китаев-Смык) тревожности как стойкой личностной характеристики
обращает особенное внимание на ее роль в возникновении и закреплении определенных тенденций в личностном развитии, поведении индивида, его взаимодействия с социальной средой (в первую очередь, особенностей общения и, как следствие - виктимности).
Следующий психологический показатель, который может иметь генерализованное влияние на поведение жертвы, - это уровень притязаний
. Исследователи (Л.В. Бороздина, Б.В. Зейгарник, Ю.В. Чуфаровский) связывают его с феноменом "аффекта неадекватности". Под "аффектом неадекватности"
Другие статьи:
Особенности эмоционального развития
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее ег ...
Понимание страха в телесно ориентированной психотерапии
Все пациенты, проходящие терапию, утверждает А.Лоуэн, - это люди, переполненные страхом. Очень немногие по-настоящему воспринимают всю глубину владеющего ими страха. Их пугают такие испытываемые ими эмоции, как любовь, гнев, печаль. В так ...
Общая характеристика детско-родительских отношений
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми.
Первым научным направлением, изучающим детско-родительские отношения, был классический психоанали ...